В конце прошлого года в Риге был предпринят важный шаг к углублению и расширению сотрудничества в Центральной и Восточной Европе в области газовых поставок. Министры иностранных дел Болгарии, Словакии, Венгрии и Румынии подписали политический меморандум о намерении соединить газотранспортные системы этих стран.
 
Проект, названный Eastring, будет снабжаться газом из Азербайджана, Туркменистана, Ирака, Кипра и России, а также даст возможность реверсивных поставок из западноевропейских газовых пунктов. Это, по существу, шаг к реализации Вертикального газового коридора, который особенно дорог Болгарии после провала трансевропейского газопровода «Южный поток», который должен был снабжать российским газом Центральную и Западную Европу через территорию Болгарии. Даже сегодня, после отказа России от «Южного потока» и его замены на проект «Турецкий поток», София продолжает кроить планы по занятию более важного места на газовой карте континента и не перестает лансировать идеи в этом направлении, большинство из которых расцениваются Брюсселем как несерьезные. Но на идею соединения газопроводов Болгарии с газотранспортными системами соседних и центрально-европейских стран посредством вертикального газового коридора, Еврокомиссия смотрит благосклонно. Более того, ею был дан знак, что подобного рода проекты могут быть и профинансированы. Именно в этом контексте необходимости интеграции, а, следовательно, и большей независимости от российских поставок газа, необходимо рассматривать и недавно подписанный меморандум.
 
Первый шаг, по крайней мере, на политическом уровне, уже сделан. Далее последуют долгие экономические и технические исследования и анализы, при этом первоочередной задачей в этом отношении будет решение вопроса о том, который из двух обсуждаемых вариантов надо реализовать, так как пока все еще неясно охватит ли Eastring только Словакию, Венгрию и Румынию, или к нему будет подключена еще и Болгария. Но уже сегодня необходимо подчеркнуть, что, несмотря на множество вопросов, София подписала меморандум, поскольку знает, что располагает серьезными козырями.
 
И действительно, все три газопровода, которые пролегают или пролягут через Турцию, транспортируя российский и азербайджанский газ, должны ступить на европейскую территорию рядом с границами Болгарии. А через ее территорию получается самая прямая и короткая  связь с Центральной и Западной Европой, которая должна была использоваться в случае с потерпевшим провал газопроводом «Набукко-Запад». И Трансанатолийский газопровод, и «Турцкий поток», и Трансадриатический ступят на территорию Европы буквально в нескольких километрах от Болгарии, а их продолжение на Запад и на Север в направлении Центральной и Западной Европы, будет не только логичным, но и экономически выгодным и рентабельным. И тут, возможно, стоит упомянуть о появившихся и пока не подтвержденных слухах, что, несмотря на трения между Москвой и Софией по поводу «Южного потока», уже ведутся переговоры об его уменьшенном варианте. Каким бы минималистическим не выглядел новый проект по сравнению с первоначально предусмотренной мощностью 63 миллиарда куб. газа в год, он все же превысит скромные потребности Болгарии примерно в 3 миллиарда. куб. м. и остальной объем, вероятно, будет направлен на внутренний европейский рынок. Возможно ли еще более естественное и  логичноев этом контексте решение, кроме как вариант соединения болгарской с румынской, венгерской и словацкой газотранспортной системами?! Тем более что сооружение двухсторонней связи между Болгарией с Грецией и Румынией уже осуществляется полным ходом.
 
Принципиальное политическое согласие о создании своеобразного газового кольца между четырьмя европейскими странами имеет все шансы получить зеленый свет и даже более чем вербальную поддержку от Брюсселя, поскольку эта инициатива реалистична, взаимовыгодна и никак не противоречит политике энергетической диверсификации и независимости Евросоюза.