Токио – Никому не нужные провокации со стороны японского премьер-министра Наото Кана и российского президента Дмитрия Медведева называют в качестве причины недавней активизации длящегося десятилетиями спора из-за островов между двумя странами. Обоих лидеров обвиняют в потворстве национализму в преддверии важнейших выборов.
Японский министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара (Seiji Maehara) прилетел в пятницу в Москву, чтобы встретиться со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Он надеялся снять напряженность в отношениях, сохраняющуюся по причине притязаний Токио на четыре оккупированных Россией острова, где, по имеющимся данным, содержатся богатые запасы золота и рения, и вокруг которых находятся значительные месторождения нефти и газа.
Япония называет Северными территориями эту группу островов, в которую входят Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа мелких островков Хабомаи. Россия оккупировала эти острова, которые она называет Южными Курилами, 25 августа 1945 года, то есть, спустя несколько дней после того, как Япония приняла Потсдамскую прокламацию и капитулировала перед союзными державами во Второй мировой войне.
Этот территориальный спор мешает двум странам заключить мирный договор после окончания Второй мировой войны. Подписанной в 1956 году совместной декларацией две страны положили конец состоянию войны и восстановили отношения. Они согласились продолжить переговоры о мирном договоре, и решили, что Россия передаст Японии Шикотан и Хабомаи. Но мирный договор так и не был подписан.
Спор разгорелся с новой силой в ноябре прошлого года, когда Медведев посетил Кунашир, став первым российским президентом, побывавшим на этих территориях. После данного визита Россия направила на Кунашир и других высокопоставленных руководителей, включая первого заместителя премьер-министра, министра регионального развития и министра обороны. «В России так много прекрасных мест! Вот Кунашир», - написал Медведев в Твиттере.
Медведев утверждает, что его поездка на остров это чисто внутрироссийское дело, и эксперты по России из Японии говорят, что он действительно сосредоточил внимание на внутренней политике накануне выборов в Государственную Думу (нижняя палата), после которых весной 2012 года состоятся выборы президента.
«Этот территориальный спор настолько болезненный вопрос для японского народа, что прежде российские президенты избегали поездок на острова, - заявил Asia Times Online бывший глава бюро международной информации японского МИД Укеру Магосаки (Ukeru Magosaki). – Медведев же отступил от этой традиции. Поскольку русские хотят иметь сильного лидера, он попытался укрепить свой имидж среди населения накануне важнейших выборов».
«Поскольку у России в настоящее время улучшились отношения с европейскими странами-членами Организации Североатлантического договора, она могла подумать, что усиление напряженности в отношениях с Японией не повлияет на ее дипломатические связи с миром», - говорит Магосаки, также работавший преподавателем государственной политики в Национальной академии обороны.
Возможно, Медведев принял во внимание и три других фактора. В 2012 году во Владивостоке должен пройти саммит АТЭС по экономическому сотрудничеству. Не исключено, что Россия, впервые проводящая такой форум, стремится увеличить поставки нефти и газа в Японию. Москва могла посчитать, что ужесточение позиций по территориальному спору усилит ее положение на экономических переговорах.
Вторым фактором мотивации для Москвы могла стать новая политика Японии в области обороны на следующее десятилетие, которая была утверждена правительством в декабре прошлого года. Токио планирует уменьшить количество военной техники и число военных организаций, находящихся в самой северной префектуре Хоккайдо, выходящей прямо на Россию – в первую очередь, численность личного состава сухопутных сил самообороны Японии. Согласно новой политике, Япония намерена усилить меры безопасности вокруг островов Рюкю в префектуре Окинава на юге страны, а также в Восточно-Китайском море возле Китая и Тайваня. Очевидно, что этот шаг направлен на противодействие растущей военно-морской мощи Китая.
Медведев в среду дал указание своему министерству о наращивании сил на спорных Курильских островах, заявив, что они являются частью «стратегического региона», а также «неотъемлемой частью Российской Федерации». Российское агентство «Интерфакс» сообщило в среду со ссылкой на источники в Министерстве обороны о планах создания военного аэродрома и о развертывании вертолетов на Итурупе, являющемся самым крупным из четырех островов.
«Непростительное оскорбление»
В прошлом Россия демонстрировала японскому правительству примирительные жесты по поводу островов, предлагая вернуть два острова из четырех. Но Токио не уступает, и как прежде требует вернуть ему все четыре.
Ситуацию усугубило выступление Кана в ответ на визит Медведева. В нем он назвал эту поездку «непростительным оскорблением». В тот же день российский министр иностранных дел Сергей Лавров подверг Кана критике за его «недипломатичность».
В пятницу Лавров сказал, что Кремль намерен привлекать на острова китайские, южнокорейские и даже японские инвестиции, что спровоцировало Маэхару на резкий ответ.
По словам Маэхары, инвестиции из «третьих стран» лишь «осложнят ситуацию». Он заявил, что эти острова являются «изначально территорией Японии», а также отмел в сторону российское предложение о рассмотрении и разрешении этого спора с участием историков.
Несколькими днями ранее Ларов потребовал, чтобы японские власти расследовали, как он сказал, акт надругательства над российским флагом со стороны японской правой группировки, совершенный перед посольством России в Токио.
«Занимающиеся дипломатией люди должны пытаться улучшать международные отношения, - сказал Магосаки. – а премьер-министр Кан поступил как раз наоборот».
Однако на второй день визита Маэхары напряженность снизилась, когда министр выразил согласие с руководителем администрации президента Сергеем Нарышкиным в том, что их странам необходимо наращивать взаимное доверие и двусторонние связи.
После встречи с Нарышкиным Маэхара заявил журналистам, что они подтвердили намерение двух стран добиваться подписания послевоенного мирного договора.