Российский премьер-министр Владимир Путин покинул Китай в среду, завершив двухдневный визит и вовсю возвещая о тесных политических связях двух стран, но при этом он явно лишь слегка-слегка продвинулся по пути разрешения трудного и мучительного вопроса о договоренности в области природного газа, которая может позволить Москве заработать до одного триллиона долларов.
Российский лидер, стремящийся к расширению экономических связей своей страны с Китаем за рамки только лишь энергопоставок, подписал соглашений о различных сделках на 7 миллиардов долларов, в самых разных областях, от горнодобывающей отрасли до космических исследований. Но основным поводом для озабоченности Пекина остался буксующий газовый контракт.
«Китай – один из крупнейших энергопотребителей в мире, а у России имеются огромные запасы нефти и газа. Мы нужны друг другу», - заявил Ли Син (Li Xing), эксперт по России из Нормального университета Пекина.
Сделка по поставкам в Китай 68 миллиардов кубометров природного газа в год на протяжении тридцати лет, которая находится в состоянии проработки еще с 2006 года, застряла на вопросе о цене. Газпром, российская газовая компания, хочет такую же цену, которую он применяет в отношении клиентов в Западной Европе. Китай говорит, что это слишком дорого.
«Рыночные условия в Китае не такие, - говорит Чень Юрон (Cehn Yurong), исследователь из Китайского института международных исследований, исследовательского центра при Министерстве иностранных дел страны. - Китай может импортировать российский газ только по той цене, которую люди могут себе позволить».
Газпром получает по 350 долларов за тысячу кубометров в Европе; Китай сейчас закупает среднеазиатский газ у местных поставщиков по цене примерно в 200 долларов за тысячу кубометров.
Г-н Путин, который недавно объявил о своем намерении вернуться в президенты в будущем году, стремился заинтересовать принимающую сторону в сотрудничестве в высокотехнологичной отрасли, делая упор, в частности, на совместные усилия в авиационном секторе.
«Если мы хотим получить основательную долю глобального рынка, мы должны объединить наши усилия, например, в конструировании и производстве широкофюзеляжных пассажирских самолетов. Мы должны объединить наши финансовые и технологические ресурсы», - заявил Путин китайским журналистам во вторник вечером.
Китайские авиалинии сейчас закупают все свои пассажирские самолеты у европейских и американских производителей.
Путин и китайские официальные лица подчеркнули на этой неделе, насколько хорошо они понимают друг друга по политическим вопросам. Пекин и Москва оба с настороженностью и подозрительностью относятся к глобальному влиянию США и в равной степени некомфортно себя ощущают по отношению к той готовности, которую западные страны демонстрируют в плане вовлечения самих себя в политику стран, режимы которых им не нравятся.
Два правительства объединили силы ранее в этом месяце, чтобы ветировать продвигавшуюся Западом резолюцию Совета Безопасности ООН, которая бы открыла путь санкциям против Сирии за жестокие действия, в рамках которых ее армия убила около трех тысяч гражданских лиц в последние месяцы.
Визит российского лидера на этой неделе «продвинул вперед всесторонние китайско-российские стратегические отношения», - заявил в среду председатель КНР Ху Цзиньтао.