Китай может спасти Европу от кризиса евро. Уже много лет он является основным покупателем американских облигаций. На экономическую помощь Китая рассчитывают постсоветские государства. Хватит ли Пекину на всех средств? Не окажемся ли мы все однажды в китайском кармане?
Эти еще недавно абстрактные вопросы сегодня оказались на повестке дня. Их задают себе в США и Европе. Даже уже 20 лет правящий Казахстаном Нурсултан Назарбаев написал в российских «Известиях», что создаваемый на постсоветском пространстве Евразийский союз должен быть открыт в сторону востока (читай: Китая).
Неизвестно, будет ли продвигаемый Россией, Белоруссией и Казахстаном Евразийский союз (нечто вроде постсоветского ЕС) вообще создан, но важно то, что этот регион мира, как, впрочем, и другие, с надеждой смотрит на Пекин.
Еще по теме: сколько ядерного оружия у Китая?
Китайцы повсюду. Они финансируют дефицит США, покупают предприятия, помогают странам Евросоюза, погрязшим в финансовых проблемах. Возможно, через какое-то время они начнут кредитовать Европу, как кредитуют сейчас США. Уже несколько лет Китай присутствует в Африке, где строит дешевую инфраструктуру, предоставляет технологии и инвестиции, но зачастую - и оружие сторонам всевозможных конфликтов. Это нарушает прежнее равновесие сил во многих регионах мира.
Китайцы создают свои форпосты и на постсоветском пространстве. Они заключают крупные контракты с Россией, покупают сырье в Средней Азии и связывают себя с ней трубопроводами, дают кредиты Белоруссии и Украине. Китай – везде, и его все чаще воспринимают как лекарство, по крайней мере финансовое, от всех болезней мира.
Китай - будто богатая девушка на выданье, за руку которой ведет борьбу множество мужчин. Ничего, что не слишком красивая, с серьезными дефектами и внутренними проблемами, самое главное – платежеспособная.
Еще по теме: Россия и Китая - главная надежда Европы
Вопрос, хватит ли Китаю денег на то, чтобы служить лекарством от мировых болезней. И будет ли Пекин помимо финансирования различных проектов готов взять на себя ответственность за глобальные дела. А если да, то на каких условиях. Это самый важный вопрос глобального масштаба нашей эпохи. Польши напрямую он, возможно, не касается, так как наши отношения с Китаем, имеют, скорее, символический объем, но его стоит задать себе, потому что наша страна - все же член ЕС.
Когда в Пекине проходила Олимпиада, премьер Дональд Туск (Donald Tusk) был одним из немногих мировых политиков, кто сказал прямо, что он не поедет на нее из-за того, что Китай нарушает права человека. Но там присутствовали и президент США Джордж Буш, и президент России Дмитрий Медведев. Интересно, какова сейчас позиция Туска по вопросу сотрудничества с Пекином. Это интересует меня больше, чем война за крест в польском Сейме.
Тем более что в конце этого года президент Бронислав Коморовский (Bronisław Komorowski) должен отправиться в Китай с визитом. Но я, судя по всему, мало что услышу на эту тему от наших новых депутатов. У них есть собственная повестка, основанная на принципе «моя хата с краю». Жаль. Мы сами обрекаем себя на провинциализм, хотя лелеем такие большие амбиции.