Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Слабый энтузиазм Азии по поводу возвращения героя Обамы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
19 ноября Барак Обама посетил Мьянму и теперь, похоже, США и Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) стали еще ближе друг к другу, что в некоторых западных СМИ было с энтузиазмом встречено как «возвращение героя». В действительности же дальнейшее осуществление политической стратегии возвращения США в АТР может серьезно навредить сейчас стабильным отношениям Китая и США.

19 ноября Барак Обама посетил Мьянму и теперь, похоже, США и Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) стали еще ближе друг к другу, что в некоторых западных СМИ было с энтузиазмом встречено как «возвращение героя». В действительности же дальнейшее осуществление политической стратегии возвращения США в АТР может серьезно навредить сейчас стабильным отношениям Китая и США. В то же время, если американская сторона продолжит придерживаться своих откровенно ошибочных позиций в спорных вопросах в Южно-Китайском море, Китай и США, возможно, перейдут от конкуренции к открытому противостоянию. Однако стоит отметить, что политика США по возвращению в АТР также сталкивается с трудностями, что делает неопределенным успех этой стратегии и, в то же время, оставляет Китаю больше времени для ответного маневра.

Во-первых, сокращение военных расходов США окажет значительно влияние на их военное присутствие в Азиатско-тихоокеанском регионе.  Из-за экономического кризиса, США, находящиеся сейчас в процессе восстановления, уже не могут позволить себе военные расходы, равные докризисным. Отследив динамику изменения военных расходов США начиная с конца 2011 года, можно увидеть усиление тенденции сокращения расходов американскими вооруженными силами, это означает ограничения в военной политике США в будущем, что в свою очередь повлияет на дальнейшее военное присутствие США в АТР.

Во-вторых, новый состав правительства США может помешать осуществлению политики по возвращению в АТР. Полномочия нынешней администрации официально заканчиваются в январе 2013 года. Несмотря на то, что Барак Обама получил мандат на второй срок, Хилари Клинтон некоторое время назад уже заявила о своем уходе из политики, что с некоторой вероятностью означает, что стратегия возвращения США в АТР лишилась своего важнейшего сторонника. После формирования новой администрации продолжение этого курса будет в большой степени ограничено.

В-третьих, ограниченные возможности США в других регионах перетягивают на себя часть ресурсов на осуществление политики возвращения США в АТР. Нестабильность на Ближнем Востоке приводит к колебаниям мировой цены на нефть и влияет на состояние экономики США. Вместе с тем жесткая позиция Ирана по ядерному вопросу, так же, как и его открытое противостояние с США, добавляют трудностей американской дипломатии в этом регионе.

В-четвертых, существуют расхождения в стратегических и тактических целях США и стран Восточной Азии, на которые опирается американская сторона в своей политике возвращения в АТР. Стратегический курс возвращения США в АТР означает возврат во все сферы жизни в Восточной Азии. Стоит отметить, что успешное проведение внешней политики США, их военная и экономическая стратегия в значительной мере основаны  на поддержке странами региона. Однако на сегодняшний день и в стратегических задачах, и в конкретной тактике стран Восточной Азии существуют значительные расхождения с позицией США.

Двойственная политика стран Восточной Азии – опора на Китай в экономической сфере и на США в военной – привела к возникновению противоречий по вопросам о первостепенных целях стран Восточной Азии и их отношения к намерениям США привлечь страны региона на свою сторону и изолировать Китай.

В последние годы по мере развития Китая и открытия китайского рынка, постепенно углубляется сотрудничество КНР со странами Восточной Азии в экономической сфере, повышается их взаимозависимость. Политика «двойной игры» стран региона приводит к тому, что они не могут оказывать твердую поддержку США в возвращении в АТР, а их расхождения с американской стороной в стратегическом курсе серьезно ограничат возможность осуществления политики США по возвращению в АТР.

Кроме того, на уровне конкретных тактических действий между США и странами Восточной Азии также существуют значительные расхождения, в первую очередь по вопросам создания и реализации Транстихоокеанского стратегического соглашения об экономическом партнерстве (ТТП). Спад в экономике США делает недостаточной внутреннюю движущую силу ТТП. В связи с тем, что уровень экономического развития стран Восточной Азии различен, единообразная жесткая экономическая политика неизбежно приведет к проблемам в экономике в большинстве стран региона и ТПП не будет ими поддержано.

В случае, если стратегия США по возвращению в АТР получит дальнейшее развитие, Китай должен  быть настороже. Однако осуществление этой политики США ограничено множеством факторов, и китайской стороне не следует слишком волноваться. Китаю необходимо продолжить укреплять китайско-американское сотрудничество, что сделает стабильные отношения КНР и США еще более взаимозависимыми, и одновременно углублять взаимное доверие со странами Восточной Азии, что создаст благоприятную общественную обстановку в регионе для развития самого Китая.

Автор — заместитель директора Института международных отношений Китайского народного университета