Советские официальные лица лгали об успехе исторического полета в космос Юрия Гагарина 1961 года и скрывали факт, что он приземлился более чем в 200 милях от того места, где планировалось, рассказывается в новой книге.
Советский Союз представлял осуществленную страной миссию первого полета человека в космос как важнейший удачный пропагандистский ход в холодной войне, безо всяких помех демонстрирующий триумф коммунистической идеологии.
Однако новая книга, выпущенная накануне пятидесятой годовщины знаменитого полета Гагарина, раскрывает некоторые тайны — например, о том, что ученые дважды ошиблись в расчетах, определяя место, где он приземлится, вот почему его там никто не встречал, когда он, наконец, коснулся поверхности земли в пятистах милях к югу от Москвы.
«Многие годы советская литература заявляла, что Юрия Гагарин и его спускаемый аппарат «Восток» приземлились в том месте, где планировалось», — отмечается в книге, озаглавленной «108 минут, которые изменили мир».
«(Но) эта информация была далека от правды», — добавляет автор, отмечая, что советские космические планировщики ожидали его появления совсем в ином месте, в 250 милях дальше к югу. «Поэтому оказалось, что никто не ждал его и не искал там, где он все-таки приземлился. Поэтому первое, что ему пришлось сделать после приземления, это отправиться на поиски людей и связи, чтобы он мог сказать руководству, где он находится».
Советы лгали и о способе его приземления, заявляя, что он спустился в спускаемом аппарате, а, на самом деле, он приземлился отдельно на парашюте. Причина, по которой СССР лгал, говорится в книге, заключалась в том, чтобы обойти строгие правила, которые помешали бы ему официально зарегистрировать полет как мировой рекорд. Книга, написанная российским журналистом Анатолием Первушиным, публикует также трогательное письмо, которое Гагарин написал своей семье перед миссией, в котором он задумался о своей собственной смертности и просит жену не «умирать от горя», если он никогда не вернется.
Он говорит, что надеялся, что у них никогда не будет причин читать это письмо.
«Порой люди поскальзываются на ровном месте и ломают шею», — писал он. «Что-то может произойти и тут. Если это случится, прошу тебя, Валюша (уменьшительно-ласкательное имя его жены) не умирать от горя. В конце концов, жизнь есть жизнь и ни для кого нет гарантии, что завтра его не переедет машина». Его решение написать прощальное письмо было вполне понятным. В 1957 году советские ученые отправили в космос бродячую собаку Лайку, и уже через несколько часов она погибла от перегрева. Жена Гагарина все-таки прочла его эмоциональное письмо в 1968 году, после его трагической гибели в возрасте всего 34 лет в результате таинственной авиакатастрофы.