Десять лет назад, в ночь на 14 апреля 2001 года, произошла силовая смена руководства телеканала НТВ. Перестал существовать единый коллектив, в котором сотрудничали Леонид Парфенов, Владимир Кара-Мурза, Светлана Сорокина, Татьяна Миткова, Виктор Шендерович, Лев Новоженов, Дмитрий Дибров и многие другие яркие телеведущие. На этой неделе участники тех событий снова обратились к теме разгона НТВ.
Своими воспоминаниями в эфире Радио Свобода делится телеведущая Светлана Сорокина:
- Последний эфир на старом НТВ я провела вечером в пятницу, это был «Глас народа». А надо сказать, что в последние дни какой-то «затишок» образовался. Все время все бурлило, все происходило, и вдруг – штиль, который, видимо, перед цунами происходит. Затишье, наверное, у всех просто окончательно нервы с треском разрывало в этой тишине. Последний этот эфир мы делали на совершенно стороннюю тему. У меня были какие-то социологи, какая-то демографическая что ли тема. И мы отработали спокойно, нормально, вышли, в очередной раз перебросились словами с гостями, которые были. А всем тем людям, которые к нам в то время приходили, мы были очень благодарны, потому что мы уже были «чумным бараком».
Вот мы провели последний эфир, вышли из студии – пустые коридоры, какое-то состояние странное. И я предложила своим коллегам, своей бригаде, с которой мы делали это ток-шоу, сфотографироваться. Вот не знаю, что меня толкнуло, никогда в жизни у меня не возникало этого желания - бригаду сфотографировать. А тут говорю: «Сфотографируйтесь». - «Зачем? Что ты «каркаешь»? Мы что, не успеем?». И кто-то из операторов нас сфотографировал, и у меня сохранилась эта фотография, где мы все стоим, и у всех - опрокинутые физиономии. Как бы кто ни бодрился, физиономии усталые, таких не было никогда на других снимках. И все, и мы разъехались. У всех, конечно, были «мобильные», которые не выключались никогда. И ночью меня разбудил звонок Маши Шаховой, которая сказала, что захвачено НТВ. Я поднялась и поехала.
Если бы это была менее успешная компания, то, наверное, эта драма была бы куда менее заметна. Там собрались очень яркие журналисты, каждого из которых в лицо знала страна. Компания, которую смотрели, без преувеличения, очень многие. Мы предлагали самый разный продукт, который, что удивительно в нынешних условиях, практически весь делался у нас в рамках НТВ, собственное производство. Мало того, оно было все-таки все развернуто в сторону новостного, аналитического.
Десять лет назад произошла силовая смена руководства телеканала НТВ. Конфликт собственников вызвал последующий раскол в коллективе телекомпании. Ни обновленное НТВ с Леонидом Парфеновым и Татьяной Митковой, ни ТВС с Евгением Киселевым не смогли продлить традиции свободного телевидения, каким было старое НТВ. Бывший генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко убежден, что именно ликвидация НТВ стала первой вехой деградации нулевых годов:
- После захвата НТВ произошла очень серьезная деградация общества, а как раз спусковым крючком для это деградации стала деградация телевидения. Вот эта игра на понижение, которая, в общем, была задумана, и которая была осмыслена и реализована, все это началось с убийства НТВ. Потому что, выключив в стране свет и звук, российская власть смогла дальше вести вот этот курс на уничтожение свободного бизнеса, ликвидацию выборов и так далее. И вторая очень серьезная вещь - это очень сильное понижение уровня дискуссии в обществе. Нынешняя «дискуссия» подменила реальный общественный диалог - это примерно так же, как против Гарри Каспарова в шахматном турнире выставить рыжего Тарзана при судействе Владимира Соловьева - результат будет прогнозируем и весьма печален для шахматного искусства.
Ответственность тех людей (на самом деле их и журналистами назвать довольно сложно - я имею в виду Добродеева, Эрнста, Мамонтова и так далее), которые сочли возможным сегодня делать на телевидении то, что они делали эти 10 лет после убийства НТВ, пожалуй, не меньше, чем ответственность тех представителей власти, которые затеяли это убийство независимого телеканала.
- Таках кто остался верен позиции, которую мы занимали 10 лет назад, осталось немного, - говорит бывший ведущий информационных программ НТВ Владимир Кара-Мурза. - Могу назвать, наверное, только Евгения Киселева, который работает в Киеве, Виктора Шендеровича, который у нас здесь, в Москве, может быть, из мужчин все. И еще Светлана Сорокина. К сожалению, многие из тех, кто вместе с нами был в те дни, или на НТВ вернулись со временем, или ушли на федеральные каналы, или на подконтрольные Кремлю, подобные, например, Пятому каналу. Я считаю, что мы были правы, потому что Россия потеряла свободу слова 10 лет назад и ту службу информации, которую создавала телекомпания НТВ. Не было бы этого захвата, мы бы не имели сейчас такой коррупции в стране. Мы бы не имели второй чеченской войны, которая длится до сих пор и отзывается эхом взрывов в Москве. Мы бы не имели Беслана, не имели бы «Норд-Оста», который случился годом спустя, осенью 2002 года. Сейчас мы имеем на четвертой кнопке то, что имеем - «желтейшее» средство массовой информации, это подтверждают те мои товарищи, которые волею судьбы и обстоятельств вынуждены там работать.