Россия и Румыния сейчас поссорились на дипломатическом уровне. Из-за истории. Ну, не везет России с соседями – в странах Балтии возрождаются и маршируют «нацисты», в Польше и на Украине активизируются разного рода «ревизионисты» и «русофобы». У некоторых даже есть «территориальные претензии». А в действительности государству, которое само не способно разобраться со своей историей и примириться с соседями, выбирая вместо этого высокомерное бахвальство, не стоит удивляться, что соседи этому отнюдь не рады и время от времени, как могут, напоминают, что не забыли обиды.
Президент Румынии Траян Бесеску в конце июня в интервью государственному телеканалу признал: если бы сейчас была такая ситуация, как 22 июня 1941 года, он тоже послал бы румынских солдат бороться против СССР. МИД России расставил нужные акценты, подобрал подходящую лексику, и в сторону Бухареста полетели обвинения в «бессовестной поддержке Гитлера», в «оправдании фашистской агрессии» и «осквернение памяти миллионов жертв фашистов». Странно лишь то, что такие грехи в высказываниях Бесеску обнаружила только Москва. Ни Брюссель, ни Вашингтон, ни даже Киев не посчитали, что произошло что-то чрезвычайное. Если бы у Москвы было желание посмотреть на советскую политику 1940-1941 годов и признать, какие в то время были причины и следствия, может быть, и не возникла бы надобность вырывать из контекста неловкий ответ президента Румынии на провокационный вопрос тележурналиста и превращать все в скандал. С сожалением вновь и вновь приходится констатировать, что российские дипломаты в очередной раз извергают гнев на «неблагодарных» и «недружественных» соседей и последовательно уклоняются от вопроса: почему? Почему латыши и эстонцы вступали в легион? Почему финны в 1941 году начали войну против СССР, и почему в 1941 году это сделали те же румыны? Действительно ли у этих событий не было никакой предыстории, и упомянутые народы без какой-либо причины и только из-за «врожденной русофобии» просто в одночасье стали союзниками нацистской Германии и врагами «миролюбивого» СССР? Пора однажды признать: то, что в то время делал Сталин, не только способствовало ненависти к СССР, но и приближало и даже провоцировало войну.
Румынию можно обвинить, что в 1941 году она выбрала не тех союзников и позже совершенно напрасно приняла участие в военном походе на южную Россию, но не будем забывать, с чего все началось. До конца июня 1940 года Румыния была нейтральным государством. Но потом после оккупации стран Балтии Сталин захватил также Бессарабию и северную Буковину. Что бы ни говорила тогда Москва о «возврате бывших земель», в отличие от Бессарабии, северная Буковина никогда не находилась в составе царской России. Румыны, чтобы избежать войны, приняли советский ультиматум. Что им оставалось делась после этого? Единственным выходом, чтобы обезопаситься от дальнейших проявлений «миролюбия» СССР, было искать союзников в Берлине. На самом деле Сталин не только втолкнул Румынию в глубокие объятия Гитлера, но и способствовал нападению Германии на СССР. Фюрер был неприятно удивлен аппетиту своих советских союзников на территории. Во-первых, СССР продемонстрировал, что ему нельзя доверять, потому что в пакте Молотова-Риббентропа о северной Буковине не было ни слова. Во-вторых, у Гитлера возникли обоснованные опасения, что Сталин хочет поставить под угрозу экономику Германии и жизненно необходимые для военной машины месторождения нефти в румынском Плоешти.
Первой задачей румынской армии в 1941 году было отвоевать для государства отнятые силой земли, и в этом ее трудно упрекать. Известно, что румыны в наши дни не забыли утрату Бессарабии и северной Буковины. Однако вряд ли недавний окрик Москвы на Бухарест как-то связан с этим. Корень конфликта нужно искать в том, что в этом году Румыния согласилась разместить на своей территории противоракетные системы США, а это очень не нравится России.
Перевод: Лариса Дереча