Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В конце того же года в Петербург пришло письмо, ставшее сенсацией. Изучавший в Германии горное дело за счет государства 28-летний Михаил Ломоносов прислал в Академию наук свою «Оду на взятие Хотина».

«Из памяти изгрызли годы,/ За что и кто в Хотине пал,/ Но первый звук Хотинской оды/ Нам первым криком жизни стал». Эти строки написал в 1938 году в парижском изгнании Владислав Ходасевич (1886 – 1939) – один из самых желчных и непреклонных российских лириков 20 века. Хотин, если освежить гимназические знания истории Ходасевича, является районным центром, расположенным в современной Украине. В 18 веке этот населенный преимущественно евреями городок был частью Османской империи. 19 августа 1739 года эта крепость была завоевана российскими войсками.

В конце того же года в Петербург пришло письмо, ставшее сенсацией. Изучавший в Германии горное дело за счет государства 28-летний Михаил Ломоносов прислал в Академию наук свою «Оду на взятие Хотина». Она была написана совершенно неизвестным до этого русским силлабо-тоническим стихом – ямбом. Ранее в России учитывались только слоги (силлабе) – на польский манер. В силлабо-тонических стихах во внимание принимались не только слоги, но также ударения, и они сразу же покорили русских. Ломоносовская ода была первым криком жизни русской поэзии в том виде, в котором она известна сегодня. Она на самом деле была великолепным стихотворным произведением. В свое время ода Ломоносова сопровождалась еще и письмом, объяснявшим достоинства нового вида стихосложения.



Первые годы своей жизни Михаил Васильевич Ломоносов (19 ноября 1711 – 4 апреля 1765) провел в деревне Мишанинской на крайнем севере России. Отец Ломоносова был свободным, то есть не крепостным крестьянином, а также рыбаком и, кроме того, у него была собственная лодка. Его сын, естественно, изучал все то, что было необходимо для моряка: математику, астрономию и географию. Свободные северорусские крестьяне – так называемые поморы (сходство с Померанией (Pommern) не случайна, в славянских языках это слово означает «живущий у моря»), обладали знаниями, которые они сохраняли на севере со времен средневековой Руси. Их теснили монголы, немецкие рыцари, а позднее московские великие князья с их претензиями на единовластие. Это была очень интересная древняя культура, однако молодой Ломоносов стремился к современному, европейскому знанию.

 

Еще по теме: Ломоносов: ученый, поэт и придворный лоббист

 

В конце декабря 1730 года вопреки воле своего отца он отправляется в Москву – вместе с обозом мороженой рыбы, предназначавшейся для московских рынков. Этот рыбный обоз является неотъемлемой составной частью мифа о Ломоносове, который в русской культуре занимает среди основополагающих преданий второе место – первое принадлежит Петру Великому, создавшему современное российское государство. Молодой крестьянин Ломоносов 15 января 1731 года был принят в московскую Славяно-греко-латинскую академию (для этого он вынужден был скрыть свое крестьянское происхождение, так как крестьянам доступ в нее был закрыт). Ломоносов чем-то напоминал Петра Первого. Не случайно, согласно легенде, его считали внебрачным сыном российского царя. Петр часто бывал в тех краях и, возможно, был знаком с семьей Ломоносовых…

 

Еще по теме: Наследники Ломоносова

 

В 1736 году Ломоносов был направлен на обучение в Германию. В Марбурге и Фрайбурге он отличался не только своими несомненными талантами, то также пьянками и драками. Он женился на немке, которая была дочерью хозяйки квартиры, которую он снимал в Марбурге. Скорее, это было сделано для погашения долгов, чем по любви. На обратном пути в Россию (жену с двумя детьми он оставил в Германии и они перебралась в Петербург много лет спустя) на него «обратили внимание» поставщики рекрутов прусского короля, и он вынужден был бежать в Амстердам. Оттуда на корабле он добрался до Петербурга, где и стал основоположником современной российской культуры: литературы, языкознания, истории, техники, физики, химии и так далее.

Но самым главным для меня являются его стихотворения. Я не могу судить о том, действительно ли он основал российскую физику или химию, но он, несомненно, стал основоположником русской поэзии!

А русская поэзия – это лучшее, что есть в России. Спасибо, Михаил Васильевич!