СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В БРИТАНСКОЙ ГАЗЕТЕ THE TIMES 22 ДЕКАБРЯ 1941 ГОДА
Немцы, судя по всему, никак не могут остановить хорошо спланированные контрудары русских войск. Освобождение Волоколамска – одного из опорных пунктов, откуда немецкие войска собирались наступать на Москву, – свидетельствует о следующем: в настоящий момент идут отнюдь не арьергардные бои, с помощью которых немцы будто бы хотят прикрыть отход своих войск или содействовать концентрации и укреплению своих боевых порядков – сейчас мы наблюдаем энергичное контрнаступление русских войск, которое создает угрозу для всех целиком немецких боевых позиций на данном участке фронта.
После победы под Тихвином, русские начали продвижение в западном и северном направлениях, ослабляя тем самым кольцо, в которое немцы взяли Ленинград. К югу от Москвы русские также добились значительных успехов – им удалось ослабить железную хватку германских войск, и теперь они еле удерживают Орел и Харьков, а ведь немцы надеялись спокойно расположиться в этих городах на зимних квартирах.
Читайте еще: Гитлер, Сталин и результаты работы двух мясорубок
В районе реки Донец и Азовского моря успехи не были такими же значительными. Правда, на данном участке фронта русские отбили город Ростов [Ростов-на-Дону – прим. перев.] и тем самым, впервые за всю войну нанесли немецкой армии значительное поражение на суше. Войска Тимошенко [освободившие город – прим. перев.] являются хозяевами положения и поэтому можно с уверенностью сказать, что они смогут полностью реализовать свое превосходство над противником. Ясно, что успехи русских войск на протяжении всей гигантской линии фронта говорят о крупной победе. И значение этой победы еще более возрастает именно в силу того факта, что она была одержана теми же самыми войсками, которых в течение шести месяцев сминала и давила одна из самых мощных и невиданных доселе военных машин, созданных для завоевания мирового господства. Победа была одержана благодаря полководческому искусству и твердой воле русского Верховного командования, благодаря несгибаемому героизму русских солдат и самоотверженности русского народа.
Именно так обстоят дела, если судить по официальным сообщениям и сводкам с фронта. Кроме того, о степени и значимости успехов русских войск свидетельствует и сам Гитлер. Так, вчера он сделал специальное заявление о том, что назначает сам себя на пост главнокомандующего и будет лично руководить сухопутными войсками. Он отправил в отставку Браухича (Brauchitsch), объявив ему благодарность. В некотором смысле Гитлер уже итак занимал в немецкой иерархии пост главнокомандующего. Так, он напомнил немцам, что перед лицом великих планов (собственного изобретения), еще в 1938 году он взял на себя всю ответственность за проведение захватнической войны. Теперь же, принимая во внимание положение дел в России и учитывая необходимость координировать на поле боя и в тылу напряженную работу всей нации, а также руководствуясь своими личными «прозрениями» (здесь чувствуется дух пресловутого мистического и магического «принципа фюрерства» (Führerprinzip), рассчитанного на то, чтобы гипнотизировать широкие массы немцев), Гитлер берет в свои руки целиком всё управление сухопутными войсками.
Еще по теме: Возьмет ли Янукович пример с Гитлера?
Этот его шаг можно истолковать по-разному. Одни, например, могут сказать, что «рейхсвер» [вооруженные силы Германии – прим. перев.] только обрадуется (уже не в первый раз) от того, что кто-то со стороны возьмет на себя бремя ответственности за неудачи военной кампании. Однако может быть это решение Гитлера – еще один способ, призванный сконцентрировать и скоординировать энергию германской нации. И коли так, то союзники просто обязаны сделать из этого все необходимые выводы и адекватно отреагировать.
Кто бы что ни говорил, но мы считаем, что назначение Гитлера главнокомандующим, а также его обращение в адрес армии и СС, красноречиво свидетельствует о полководческом мастерстве и доблести русских войск – здесь наблюдается самая прямая связь. Теперь в публичных высказываниях немцев чувствуется нотка тревожности и даже смятения. Теперь Геббельс, обращаясь к немецкому народу, просит выслать любую одежду, какую не жалко, для помощи солдатам, замерзающим на Восточном фронте. Похоже, что даже немецкие военные структуры не могут поставить армии обмундирование, необходимое для защиты от русской зимы. И здесь Геббельс вдруг делает неожиданное признание: на Востоке немцы борются с врагом, у которого имеется превосходство в численности и в технике.
Сейчас положение в корне отличается от того, к чему немецкий народ так привык. Каждую неделю на немцев изливались потоки победной музыки, всем немцам внушали, что, мол, русские войска окружены, уничтожены, истреблены; немцам говорили, что русским пришлось пожертвовать своими последними резервами, бросив их в бой; им говорили, что германской армии остается лишь зачистить территорию от разрозненных групп солдат противника, а затем пожинать плоды своих побед.
Еще по теме: Как Гитлер и Сталин делили Восточную Европу
Но положение изменилось. И эта новость принесла в Германию уныние, а в Россию – воодушевление. Русские на протяжении всех шести месяцев не виданных в истории жертв никогда не теряли веру в свою окончательную победу. И сейчас они чувствуют, что путь к этой победе для них открыт, хотя и понимают, что он будет долгим и мучительным. Теперь им нужно преодолеть зимние тяготы и справиться с последствиями тактики выжженной земли, которая тоже помешала осуществлению немецких планов. Не следует ожидать, что русские смогут в ходе быстрого контрнаступления отвоевать все, что потеряли, однако есть вероятность, что уже зимой они освободят Ленинград, Крым и отбросят немцев за Смоленск.
Самая главная битва текущей войны – это битва на Восточном фронте. В общем и целом от нее зависит весь исход войны. И если военная мощь Германии будет в России сокрушена, то, рано или поздно, снизятся потери [союзников] на других фронтах. Некоторые успехи мы уже наблюдаем в Северной Африке, однако на Тихом океане союзники все еще платят большую цену за свои просчеты и неподготовленность. Союзники ни в коем случае не должны позволить, чтобы японцы продвигались все дальше и дальше, ведь в этом случае освобождение занятых территорий потребует много времени и сил.
Несмотря на победы на русском и ливийском фронтах, нельзя забывать о положении на Дальнем Востоке; мы должны проанализировать причины, которые привели там к серьезным поражениям. Нам надо больше учиться у врага, быстрее избавляться от излишней самоуверенности – именно это нам сегодня необходимо. Союзники должны как можно более эффективно использовать все свои ресурсы. И здесь нас обнадеживает заявление Белого дома, в нем говорится о мерах, принятых для обеспечения совместного планирования с целью координации действий всех государств, решающих общую задачу – задачу разгрома стран оси [государств гитлеровского блока – прим. перев.]. Именно эта задача сейчас для нас наиважнейшая.