ОРИГИНАЛ СТАТЬИ ОПУБЛИКОВАН В БРИТАНСКОЙ ГАЗЕТЕ THE TIMES 2 ФЕВРАЛЯ 1792 ГОДА
В приведенной ниже статье газета The Times впервые упоминает о Ясском мирном договоре между Россией и Османской империей, описывая один из ключевых эпизодов, имевших место на переговорах между русской и турецкой сторонами.
Историческая важность Ясского мирного договора для России велика. Положив конец русско-турецкой войне 1787—1792 годов, договор окончательно закрепил за Россией все Северное Причерноморье, включая Крым. Кроме того, к России отошли земли между реками Южный Буг и Днестр. Новая русско-турецкая граница устанавливалась следующим образом: на Юго-Западе – по реке Днестр, на Кавказе – по реке Кубань.
Ясский договор усилил политические позиции России на Балканах и на Кавказе. По договору Османская империя отказывалась от претензий на Грузию и обязывалась не предпринимать каких-либо враждебных действий в отношении грузинских земель.
[Получено нами во вторник.]
29 декабря 1791 года (9 января 1792 года) в Яссах был заключен окончательный мирный договор.
Во время встречи сторон, состоявшейся 27-го числа, турки согласились принять два следующих пункта, которые они до сего времени принимать отказывались.
1. [Османская] Порта несет ответственность за все беззакония, чинимые жителями территорий, находящихся за пределами Кубанских земель.
2. [Османская] Порта обязана возместить все потери и убытки, причиненные разбойничьими нападениями на подданных Российской империи.
После того, как эти две статьи были включены в текст, остался еще один вопрос, из коего предназначалось составить отдельную статью, не включая ее в текст договора. Суть ее состоит в следующем: турки должны возместить России в денежной форме все военные издержки – именно данный пункт договора турецкие полномочные представители упорно отказывались принимать и даже бумагу, на которой он был написан, в руки брать не желали, а 27-го числа они решили принять этот пункт и разрешить его на следующий же день в ходе встречи сторон.
Однако, граф Безбородко избавил их от унижения в ходе обсуждения этого вопроса и, войдя в зал, где проходила встреча, приятно удивил их нежданным известием о том, «что Ее Императорское Величество, желая обеспечить безопасность своих границ и видя добрую волю, с коей уполномоченные представители Блистательной Порты выполнили все ее требования, отказывается от статьи о возмещении ущерба и дарует мир».