Исследовательский проект «Российские музеи во Второй мировой войне» должен стать анатомией того, как немцы занимались грабежом предметов искусства.
«Речь идет о том, чтобы написать историю потерь», - так объясняет президент фонда Прусское культурное наследие (Preussischer Kulturbesitz) Херман Парцингер (Hermann Parzinger) цели недавно стартовавшего исследовательского проекта под названием «Российские музеи во Второй мировой войне». Предметом его исследования являются неисчислимые потери российских музеев, которые произошли в результате разрушений, грабежей и планомерного вывоза из страны предметов искусства. Первоначально этот проект рассчитан на полтора года, а на его реализацию уже выделено 800 000 евро. 80% необходимых средств были предоставлены фондом концерна Volkswagen, а остальные расходы взяли на себя Федеральный культурный фонд (Kulturstiftung des Bundes) и фонд Прусское культурное наследие.
Шесть мест, где будет работать большая междисциплинарная команда экспертов, были отобраны на основании уже имеющихся результатов. Речь идет о средневековых городах-музеях Пскове и Новгороде, а также о территории вокруг четырех дворцов в Санкт-Петербурге.
Одно из мест реализации проекта – Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, который в годы войны потерял 30 000 из 42 000 своих экспонатов. После войны в бывший Советский Союз было возвращено 500 000 культурных экспонатов, что было частично сделано американскими оккупационными властями, которые систематически занимались розыском награбленных нацистами произведений искусства. Однако российская сторона до сих пор сообщает об утрате 70 000 объектов.
С 1995 года крупные российские музеи провели несколько сенсационных выставок и показали скрывавшиеся ранее в запасниках и захваченные в Германии предметы искусства. Первым такую выставку устроил петербургский Эрмитаж, выставивший в темных витринах сохранившие яркие краски произведения Ван Гога, Мане и Дега из немецких частных собраний. В том же году московский Музей имени Пушкина предстал в качестве хранителя Грааля и выставил найденное Шлиманом золото Трои.
Теперь в качестве ответного шага будет предпринята попытка показать анатомию грабежа немцами предметов искусства. Главная цель, по словам Парцингера, состоит в том, чтобы на наглядных примерах реконструировать грабительские действия немцев в России. Российская сторона воспринимает это как запоздалый шаг по восстановлению справедливости и оценивает этот проект несколько иначе: «Мы сохраняем надежду на то, что нам рано или поздно будут возвращены похищенные музейные экспонаты», - подчеркивает научный сотрудник проекта «Российские музеи во Второй мировой войне» Светлана Некрасова.
Через два с половиной года ожидается публикация исторического детектива об эпохальных событиях, которые пока еще остаются под покровом тайны. Действия иногда конкурировавших между собой нацистских команд, занимавшихся грабежами предметов искусства, в прямом смысле проводились с использованием дымовой завесы. Они начались вскоре после вступления немецких войск на советскую территорию, когда музейные работники вынуждены были в спешке закапывать те предметы искусства, которые они уже не могли эвакуировать. Кроме того, пожары также уничтожали ценнейшие произведения искусства. В тогдашнем хаосе иконы иногда просто падали с грузовиков, и вообще для многих немцев существовало достаточно возможностей для воровства. Настоящим вызовом станет работа этих своего рода детективов – мужчин и женщин, занимающихся розыском награбленных предметов искусства, поскольку списки музейных объектов и целые архивы были в то смутное время уничтожены и потеряны следы самих сотрудников музеев.
Конфискованные в России ценные произведения искусства попадали в Германии в частные собрания нацистских главарей, а также направлялись в специально подготовленные для хранения подобных вещей бункеры. Каких-то особенно значимых находок в немецких музеях не следует ожидать. Однако для музейных работников обеих стран сотрудничество в рамках подобного проекта уже является большим достижением. Впервые они получили возможность в спокойной обстановке создать в сотрудничестве с историками и искусствоведами своего рода сеть для будущего.
Большая часть появившихся в недавнем прошлом в Германии предметов искусства – например, обнаруженное в 1997 году в Бремене мозаичное полотно из прославленной Янтарной комнаты Большого Екатерининского дворца - находились в частном владении. Поэтому этот проект также включает в себя – и в этом состоит его новизна – работу с частными архивами и документальными свидетельствами, а также проведение поисков на, так сказать, низовом уровне музейной работы, то есть среди населения.
Для потомков тех немцев, которые во время войны «охотились за сувенирами», может быть весьма полезным, если пресса в будущем будет сообщать новые подробности о результатах проделанной работы. Вот что говорит по этому поводу научный руководитель проекта «Российские музеи во Второй мировой войне» профессор Вольфганг Айхведе (Wolfgang Eichwede): «Может быть, некоторых людей это заставит еще раз порыться в своем подвале или на чердаке».