Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия, НАТО и Афганистан: Великая игра по-крупному

Что было на уме у Медведева, когда он поприветствовал новое наращивание американских сил в Афганистане, объявленное Обамой?

© Меркаторафганистан сша
афганистан сша
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия по-прежнему находится в переходном периоде. Она поймана между желанием быть частью Запада и стремлением стать посредником между Западной империей и всем остальным миром.

Планы президента США Барака Обамы по расширению войны против талибов получают поддержку отовсюду – от либералов до неоконсерваторов, от мировых лидеров до России. «Мы готовы оказывать свою поддержку тем усилиям, которые предпринимаются нашими партнёрами, в том числе и в рамках предоставления транзитных возможностей Российской Федерации, а также путём проведения разумных экономических преобразований; проектов, которые остались в Афганистане, некоторые ещё с советских времён; подготовки полицейских сил для Афганистана; подготовки военнослужащих для Афганистана», - заявил на недавней пресс-конференции, проведенной вместе с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, президент России Дмитрий Медеведев. В июле Москва и Вашингтон достигли соглашения, которое позволит США совершать до 4500 авиарейсов над территорией России, открыв, тем самым, важный маршрут поставок для американских операций в Афганистане. Ранее Россия разрешала только наземную транспортировку не-военных припасов.

До сих пор Обама имеет поддержку всех европейских правительств, даже если речь не идет о поддержке населения. Несмотря на то, значительное большинство во всех странах – от Канады до Восточной и Западной Европы – требует вывода своих войск, генеральному секретарю НАТО Андерсу Фог Расмуссену удалось получить от 25 стран-членов НАТО обещания послать в Афганистан около 7000 дополнительных солдат в следующем году. В будущем их может стать еще больше. В макабрическом заявлении Фог Расмуссен поприветствовал наращивание Обамы: “Вклад Соединенных Штатов в миссию под руководством НАТО всегда был значительным, теперь он стал еще важнее».

Объясняя готовность европейских лидеров игнорировать желания своих избирателей, бывший посол США в НАТО и действующий советник корпорации RAND Роберт Хантер (Robert Hunter) рассказал Совету по международным отношениям (Council of Foreign Relations): «С точки зрения мотивации лишь немногие европейские страны верят в то, что победа в Афганистане – т.е. ликвидация аль-Каиды и «Талибана» - необходима для их собственной безопасности. Некоторые верят в это, но большинство – нет. Когда они посылают дополнительные силы, они делают это, чтобы защитить авторитет НАТО, раз уж оно там оказалось. НАТО всегда удавалось то, что оно начинало». Кроме того, европейцы хотят, чтобы США оставались «европейской державой, не только в качестве страховки, но и в качестве основного управляющего будущим России». Он отвратительно согласился с интервьюирующим его представителем Совета о том, что Афганистан является для Европы способом «оплатить найм» США за их продолжающееся издевательство над Россией.

Объединенные силы США и НАТО будут насчитывать ошеломительные 150 тысяч солдат из более чем 50 стран, не говоря уже о 80 тысячах наемников, которые уже воюют в Афганистане, что все вместе дает 230 тысяч солдат. Каждое европейское государство, кроме Беларуси, Кипра, Мальты, России и Сербии, будет иметь в Афганистане свои войска, а кроме того там будут военнослужащие из девяти бывших советских республик. Аналитик Рик Розофф (Rick Rozoff) пишет на сайте OpEdNews.com: «Войска пяти континентов, Океании и Ближнего Востока. Даже мнимая добровольная коалиция, собранная США и Великобританией после вторжения в Ирак, состояла из войск, представлявших лишь 31 страну». Для сравнения стоит отметить, что в сентябре этого года в Ираке было 120 тысяч американских солдат и совсем немного военнослужащих из других стран. Численность советских войск во время оккупации Афганистана в 1980-х достигла пика в 100 тысяч человек незадолго до начала их вывода в 1989 году. Британцы пытались завоевать страну с 21 тысячей солдат в 1839 году и с 42 тысячами в 1878.

Последние три крупные войны – Югославия, Афганистан и Ирак – стали испытательным полигоном для нового, глобального НАТО. Отсюда и шквал визитов американских чиновников в столицы предполагаемых новых членов, чтобы гарантировать, что они подпишутся под наращиванием военного присутствия. Например, Селест Уолландер (Celeste Wallander), заместитель помощника министра обороны США по России, Украине и Евразии, только что вернулась со встречи со своим новым другом, президентом Армении Сержем Саргсяном, во время которой она поблагодарила его за то, что тот выжал из себя 40 «миротворцев», которые начнут подготовку в январе 2010 года на базе в Германии, прежде чем отправиться в Афганистан. Словно для того, чтобы поднять ставки в борьбе со своим заклятым врагом, Азербайджан пообещал удвоить численность своих солдат, насчитывающих сегодня 90 человек. Будет интересно, если войска этих двух воющих государств будут вынуждены делить одни и те же бараки. У них гораздо больше причин воевать между собой, чем с афганцами.

Сложно представить эту языческую Вавилонскую башню в роли эффективной силы против самоотверженных мусульман, готовых умереть, чтобы изгнать захватчиков. Тем не менее Фог Расмуссен торжествует: «При наличии правильных ресурсов мы можем добиться успеха». Не означает ли, что одним из его «ресурсов» является «большая [бомба]»?

Чем объясняется бездействие России перед лицом решимости Обамы вырвать Центральную Азию из ее традиционной сферы влияния? У россиян масса поводов подозревать Соединенные Штаты в недружелюбных намерениях. Втягивание более половины бывших советских республик в возвращение в Афганистан – на этот раз на стороне США – несомненно, очень наглый шаг. Продолжающееся расширение НАТО на восток решительно осуждается всеми россиянами и не имеет популярной поддержки ни на Украине, ни в Грузии, однако этот процесс не останавливается. Российская разведка, без сомнения, следит за махинациями США и других в Чечне, остающейся серьезной угрозой российской безопасности. Циничное объяснение Хантера по поводу того, почему Европа участвует в афганском геноциде, не останется незамеченным.

И, тем не менее, Россия тянет время со своей помощью Ирану, как в отношении атомной энергии, так и в предоставлении самых современных зенитных ракет, и, очевидно, делает это по наущению США. А теперь она выглядит довольной тем, как Обама расширяет по соседству войну, которую все разумные аналитики называют не иначе как проигранной и преступной. Является ли это свидетельством российской слабости, принятием планов США на евразийскую гегемонию, которые могут поставить под угрозу само существование Российской Федерации?

Россия по-прежнему находится в переходном периоде. Она поймана между желанием быть частью Запада и стремлением стать посредником между Западной империей и всем остальным миром. Посол России в НАТО Дмитрий Рогозин является примером этого конфликта между «атлантизмом» и «евразийством» - видениями будущего России, которые были популяризированы Александром Дугиным. В интервью телеканалу RT непредсказуемый Рогозин заявил: «В Третьем мире проявляется новая цивилизация, которая считает, что белое, северное полушарие всегда ее притесняло, а теперь, соответственно, должно пасть к ее ногам. Если северная цивилизация хочет защитить себя, она должна объединиться: Америка, Европейский Союз и Россия. Если они не объединятся, то будут побеждены один за одним».

Но Рогозин не хочет, чтобы Россия просто легла и дала НАТО промаршировать по себе. Он хочет, чтобы на смену НАТО пришло европейско-российское соглашение по безопасности. Нет никакого совпадения в том, что буквально перед тем, как Обама объявил о своем наращивании, Россия предала гласности проект такого пакта, который, несмотря на слова о том, что он покроет территорию «от Ванкувера до Владивостока», призван исключить из структуры безопасности Соединенные Штаты и включить в нее Россию. Проект предполагает, что странам-участницам соглашения нельзя будет предпринимать действия, угрожающие другим членам альянса, по сути, исключая Украину и Грузию из НАТО и мешая Польше и Чехии установить на своей территории столь любимые им системы американского ПРО. Согласно рогозинскому видению «атлантизма», НАТО останется без когтей, а Северная Америка будет вынуждена вступать в союз с новой, независимой Европой, где Россия станет господствующей державой.

Конечно, НАТО не растворится тихо в ночи – если, конечно, его последнее приключение в Афганистане на закончится провалом. Так что Россия с неохотой берется за эту войну – пока. На тот случай, если Обама был слишком занят в Осло, чтобы обратить внимание, Рогозин предупредил на прошлой неделе, что сотрудничество России по поводу транзита военных припасов в Афганистан может оказаться под вопросом, если российское предложение новой структуры безопасности не будет принято в серьез. По самом неблагоприятному для Вашингтона сценарию, если американская авантюра в Афганистане провалится, то принимать Россию всерьез придется не только Америке, но и Европе, что даст российским сторонникам «атлантизма» возможность интегрироваться с Европой без того, чтобы США дышали им в затылок. Если каким-то чудом НАТО удастся усмирить афганцев, и альянс продолжит угрожать России окружением, хозяином положения станут евразийцы, и Россия начнет усиливать свои связи внутри БРИК и ШОС, так как будет вынуждена отказаться от своей мечты о присоединении к Европе, которую она могла бы вести за собой, будучи державой, уравновешивающей американскую империю.

По мере того как развивается эта интрига, ситуацию могут изменить множество событий. Например, Узбекистан и Таджикистан, два вздорных экс-советских государства на границе с Афганистаном, которые жизненно важны для усилий Обамы, в этом месяце практически объявили друг другу войну, что потенциально осложняет переброску американских припасов на фронт. Узбекистан объявил о своем выходе из среднеазиатской энергетической системе, что повлекло за собой изоляцию Таджикистана, так как страна потеряла возможность импортировать электричество из других среднеазиатских государств в холодные зимние месяцы. Таджики угрожают отомстить, ограничив поставки воды, в которой Узбекистан отчаянно нуждается для поддержания своей хлопковой отрасли следующим летом. Кто знает, как это все закончится? По крайней мере, они не посылали в Афганистан никаких войск, где, подобно азербайджанцам и армянам, они бы столкнулись с соблазном направить свое оружие друг против друга, а не против незадачливых талибов.

 

Эрик Уолберг - канадский журналист, пишущий для газеты Al-Ahram Weekly