До визита президента Хамида Карзая в Вашингтон, который ожидается в следующем месяце, президенту Обаме предстоит принять несколько ключевых решений о ходе войны и об установлении мира в Афганистане.
Соседние страны и большинство населения самого Афганистана верят, что для Афганистана с прекращением американского участия начинается завершающая фаза войны. Чтобы почувствовался эффект от ввода американских военных формирований, хватило всего 14 месяцев, и теперь Вашингтон параллельно готовится начать в июле 2011 года вывод своих войск и передачу руководства страной афганскому правительству. И уже сейчас можно наблюдать, как Пакистан, Индия, Иран и даже Россия стремятся, используя все средства, обеспечить себе на будущее контроль над Афганистаном. Многие страны НАТО, горячо заинтересованные в выводе военных сил, испытывают замешательство. Совершенно ясно, что в этом регионе кто-то должен взять на себя функции посредничества с Талибаном; но в отсутствие руководящей роли США тут началась ожесточенная борьба, в которой каждый тянет одеяло на себя, решая вопрос, кто, когда, как и где будет это делать.
Недавняя перебранка между Белым домом и Карзаем, который, впрочем, уже немного поостыл, не без усилий Стэнли Маккристала (Stanley McChrystal), командующего интернациональными силами в Афганистане, - в значительной мере была обусловлена растущей фрустрацией Карзая из-за того, что администрация Обамы никак не определится с вопросами, которые для него чрезвычайно важны.
Как полагают официальные лица и в США, и в Афганистане, первым вопросом Карзая во время будущего визита станет вопрос о том, поддержит ли Вашингтон его усилия по примирению с руководителями Талибана. В январе Соединённые Штаты и НАТО согласились на реинтеграцию - привлечение талибанских рядовых и командиров низшего звена – однако от полного примирения Вашингтон отказался, заметив, что, прежде чем думать о возможности переговоров с руководителями Талибана, он хотел бы быть свидетелем ослабления военных сил Талибана, и на протяжении периода не менее полугода-года.
Однако последний год представители Карзая занимались тем, что пытались договориться в некоторых странах Арабского залива о переговорах со старшими представителями Талибана. Руководители Талибана ясно дали понять, что хотят вести переговоры непосредственно с Соединёнными Штатами, и Карзай знает, что его дискуссии с Талибаном не продвинутся дальше без открытой поддержки США и его готовности вмешаться. Афганцы хотят от Вашингтона ясного подтверждения того, что Америка в любом случае займёт на будущих переговорах ведущую позицию.
Кабинет Обамы приступил к обсуждению этого вопроса; однако среди администрации нет единодушия, в частности, разделились мнения по вопросу о том, как отнесутся американские избиратели к переговорам с Талибаном. И всё же Карзай надеется, что к моменту его прибытия в Вашингтон будет принято положительное решение. Вопрос осложняется решимостью пакистанской военщины самостоятельно управлять мирным процессом, а не предоставить это афганцам.
У Пакистана на руках достаточно козырей: лидеры Талибана со своими семьями живут в Пакистане, поддерживая связь с пакистанскими военными и Межведомственным разведывательным директоратом (Inter-Services Intelligence Directorate, ISI). Некоторые союзники Талибана, например, «Сеть Хаккани» под руководством Джалалуддина Хаккани, находятся в ещё более тесном контакте с ISI. И хотя пакистанские военные в итоге начали охоту за пакистанскими формированиями Талибана на территории так называемой племенной зоны на северо-западе страны, афганский Талибан и пакистанских экстремистов провинции Пенджаб пока никто не трогает.
Январский арест Муллы Абдул Гхани Барадара, лидера Талибана №2, схваченного в Карачи, и неожиданные аресты и последующее освобождение некоторых других фигур из числа руководителей Талибана продемонстрировали Кабулу и Вашингтону силу пакистанской военщины.
Карзай и большинство афганцев опасаются, что если Вашингтон будет слишком долго тянуть с переговорами с Талибаном, контроль над ситуацией перейдёт к ISI, как это уже было в 1980-1990 годах. Тогда Вашингтон оставил России и Пакистану разбираться с Афганистаном, но ISI оказывал покровительство некоторым афганским группировкам и не смог прекратить гражданскую войну между ними.
Почти все афганцы, включая пуштунских сторонников Карзая, не-пуштунский Северный альянс и даже Талибан не хотят, чтобы ISI играл сколько-нибудь важную роль, с чем согласно и большинство стран региона, в частности, Индия, Иран, Россия и республики Центральной Азии.
Во время визита Карзая 10 марта в Исламабад, куда он приехал, чтобы узнать, почему арестован его собеседник Мулла Барадар, пакистанские генералы, по сведениям, полученным от официальных лиц Афганистана, прямо заявили ему, что американцы должны уйти. Более того, если он рассчитывает на помощь пакистанцев в разрешении проблемы с Талибаном, то должен, прежде всего, закрыть индийские консульства в Кандалахаре и Джалалабаде. Пакистанские официальные лица отрицают, что угрожали Карзаю и утверждают, что их целью является мир и стабильность в Афганистане, после того, как уйдут американцы. Однако другие источники подтвердили, что такие ультиматумы действительно были предъявлены
Пакистан убеждён, что Карзай позволяет Индии, через посредство четырёх её консульств в Афганистане, вести подрывную работу у западных границ Пакистана и потребовал, чтобы Афганистан закрыл консульства.
Для суверенного Афганистана это совершенное невозможное требование, но это только начало тех испытаний, которые маячат на горизонте. Маневры Пакистана вызвали попытки Индии возобновить её союз 1990 года с Ираном, Россией и Центральной Азией, поддержавший бывший Северный Альянс в гражданской войне против пропакистанского режима Талибана.
Пакистанская военщина фактически контролирует внешнюю политику и стратегические решения гражданского правительства Пакистана. Поэтому внешняя политика Пакистана отражает маниакальную озабоченность его военнослужащих отношениями с Индией.
Весь регион и страны НАТО стремятся услышать от Вашингтона, как он будет вести себя по отношению к Талибану. Необходимо решение США, прежде чем напряжение в регионе будет нарастать и дальше. Если США и НАТО собираются помочь официальным афганским структурам в их будущем диалоге с Талибаном, если афганцам не предстоит снова почувствовать себя брошенными на произвол своих соседей - администрация Обамы должна внести полную ясность в вопрос о переговорах с Талибаном.
Ахмед Рашид, пакистанский журналист, автор недавно вышедшей книги"Descent Into Chaos: The U.S. and the Disaster in Pakistan, Afghanistan, and Central Asia." («Скатывание в хаос: США и катастрофа в Пакистане, Афганистане и Центральной Азии». ) Его книга "Taliban" («Талибан») была переиздана в этом месяце с дополнениями.