Президент Венесуэлы, потерпевший поражение на встрече стран-участниц общего рынка Южной Америки (МЕРСОКУР) в конце 2011 года, принимает своего иранского коллегу после того, как он укрепил связи с Чили, Перу и Колумбией.
Кое-кто утверждает, что Уго Чавес практически воскрес после лечения, которое помогло ему победить рак, другие говорят, что он своей активностью пытается заглушить мысли о неизлечимой болезни. Верно, что нынешний год в Венесуэле является годом президентских выборов, но, может быть, международные события в их непрерывном развитии вынуждают его к повышенной деятельности.
Во всяком случае, венесуэльский полковник стал участником двух событий в Латинской Америке, которые закрыли 2011 и открыли 2012 год, то есть речь идет о встрече стран-участниц общего рынка Южной Америки (МЕРСОКУР), состоявшейся в Монтевидео 19 и 20 декабря, и о визите иранского президента Ахмадинежада, начавшемся с его прибытия в аэропорт Каракаса вечером 8 января. В первом случае участие непрямое, а во втором — непосредственное.
Еще по теме: Связи правительства Венесуэлы с Ираном и Кубой не идут на пользу ее народу
Встреча в Монтевидео должна была привести к объявлению президентами МЕРСОКУРа о формальном вступлении Венесуэлы в организацию, уже давно одобренное конгрессами Бразилии, Аргентины и Уругвая, но ратификация до сих пор заблокирована сенатом Парагвая.
Когда стали обсуждать возможность «политического решения», чтобы обойти это сопротивление, сам президент Парагвая Луго, сопровождаемый министром иностранных дел, принадлежащим к аутентичной либеральной радикальной партии и выступающим против ратификации, попросил коллег воздержаться от злых шуток, так как по возвращении на родину, это грозит ему импичментом.
Разъяренный Чавес перефразировал Черчилля: «Никогда такое большинство не было блокировано таким меньшинством». Технически для Боливарианской Венесуэлы это стало поражением. С другой стороны, в Парагвае большая часть политических сил все еще привержена воспоминаниям о борьбе против диктатуры Стресснера.
Это не военный режим, объявленный в соответствии с классической латиноамериканской моделью, но система по видимости плюралистская, механизм которой был однако видоизменен сильнее чем выборными манипуляциями, массивным использованием общественных ресурсов в пользу партии власти, не говоря уже о контроле той же партии за вооруженными силами и судебной властью. Итак, если в теории они являются антиподами в политике, наблюдается тот же тип инволюции, в котором обвиняют Чавеса.
Поскольку автор этих строк путешествовал по Боливарианской Венесуэле без проблем, а вот в Парагвае Стресснера рисковал быть арестованным, то он может засвидетельствовать, что Чавес все еще далек от некоторых крайностей, хотя есть и такие люди, которые имели проблемы.
По праву или нет, но Парагваю не доверяют: в частности не верят в возможную эволюционную интерпретацию того, что присоединение Боливарианской Венесуэлы может привести к такой называемой «демократической клаузуле» МЕРСОКУРа.
Пока не вполне ясно, не для того ли, чтобы забыть об этом поражении, но на встрече, омраченной самоубийством аргентинского заместителя министра, МЕРСОКУР решил сделать решительный шаг, запретив кораблям под флагом Фолклендских островов доступ в порты стран-членов.
Речь идет о мере в основном чисто символической: корабли под нормальным британским флагом, которые плавают на архипелаг и обратно, проблем иметь не будут, а суда, над которыми развивается особый торговый флаг территории, не превышают 25 единиц и в основном являются рыболовецкими судами. «Уругвай не имеет ничего против Великобритании, но он выступает в пользу Аргентины», - пытался обнадежить уругвайский президент Пепе Мухика. По прошествии трех месяцев после тридцатилетней годовщины аргентинской оккупации в1982 году, этот символический жест, во всяком случае, оказал свое действие.
Еще по теме: Ахмадинежад - глыба, стоящая на пути империализма
Помимо всего прочего, Великобритания только что была вынуждена урезать военный бюджет до такой степени, что сегодня экспедиция, подобная той, которую Маргарет Тэтчер отправила на отвоевание архипелага, была бы невозможной. Бриллиантовый юбилей в честь шестидесятилетия коронации королевы Елизаветы рискует быть омраченным: даже если оставить в стороне эмбарго Фолклендских/Мальвинских островов и ссору с ЕС, 2012 год начался с протестов против двух последних английских баз на Кипре, с требований нового правительства Ямайки провозгласить республику и даже с требований регионального шотландского правительства устроить референдум по поводу самоопределения. А еще и Бразилия, хотя и отстающая в техническом плане, обогнала Великобританию, став шестой мировой экономической державой.
Возвращаясь к Чавесу, не следует забывать за его поражением в Монтевидео о решительной поддержке, оказанной ему Дилмой Руссефф, Кристиной Киршнер и Пере Мухика. В этом ключе важно значение концепции «трех Америк», на чем автор строк часто настаивает, то есть на том, что ось Лулу продолжает считать отношения с Венесуэлой Чавеса очень важными, может быть, из-за нефти.
Чавес, как уже указывалось, значительно сближается с осью умеренных правительств. Саммиту в Монтевидео предшествовали встреча Чавес-Сантос и встреча Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), на которых были подтверждены как сближение с Колумбией, так и желание сотрудничать с Чили Пиньеры. Прибытию Ахмадинежада предшествовал визит перуанского президента Ольянта Умала, который как мы отмечали в этой рубрике, свернул вправо, но с Чавесом он приехал обсуждать положение дел в стиле Сантоса.
В субботу, 7 января 2012 года был заключен договор об энергетическом сотрудничестве между государственной нефтегазовой компанией Венесуэлы (Pdvsa) и перуанской нефтяной государственной компанией (Petroperú), в соответствии с которым две фирмы будут вместе работать на реке Ориноко. Чавес сообщил о вложениях в это предприятие 5 миллиардов долларов. Кроме того, венесуэльские техники будут посланы в Перу. Были подписаны другие девять соглашений о торговом обмене. По мнению Чавеса, целью является подписание двустороннего торгового договора по модели только что подписанного с Колумбией, который должен заместить связи, которые две страны уже поддерживали через Андийское сообщество, но из которого Венесуэла вышла в 2006 году. С тех пор отношения с Перу ограничивались маленьким импортом текстильных изделий.
Очевидно, что это укрепление латиноамериканских связей зависит от прогрессивного распада оси Зла, в которую Чавес хотел внедриться: убит Каддафи, пошатнулась власть Башара аль-Асада, умер Ким Чен Ир, разделился Судан, в фазе брожения весь исламский мир, эволюционирует Мьянма, Ахмадинежад должен противостоять санкциям.
Еще по теме: Чавес считает Каддафи "мучеником" и заявляет, что его убили
Именно поведение стран БРИКС по отношению к Ирану, кажется, демонстрирует, как новые участники игр на мировой арене скорее стремятся захватить все пространство для маневра, которое им предлагает конъюнктура, чем поддерживать антиамериканский блок. В этой фазе свертывания Чавес решил стать первым гостеприимным хозяином иранского президента, который после Венесуэлы посетит другие три страны из пяти партнеров группы Alba: Никарагуа, Кубу и Эквадор.
Государственный департамент разрабатывает две линии поведения. Первая предписывает не придавать значения визиту, который является признаком слабости, потому что если Ахмадинежад приезжает в Латинскую Америку, то это означает, что у него не остается других союзников. Другая линия, наоборот, предписывает придавать максимальное значение этому событию из-за символического и стратегического вторжения в старейшую зону влияния. Фатальным образом в контексте растущего напряжения не только в Ормузском проливе последняя линия возобладала.
Итак, в Конгрессе США республиканка кубинского происхождения, член Палаты представителей штата Флорида, Илеана Рос-Лейтинен обвинила Иран в том, что он заполнил посольства стран Латинской Америки деятелями из элитного подразделения «Аль-Кудс»; консул Венесуэлы в Майями Ливия Акоста только что была объявлена персоной нон-грата, после того как был показан документальный фильм о том, что она организовывала атаки хакеров против США вместе с иранскими и кубинскими агентами. В Иране, между тем, американский гражданин иранского происхождения Амир Мирзай Хекмати только что был приговорен к смерти за шпионаж.
Итак, из Соединенных Штатов приходят «предупреждения» о «невыгодности» для любой страны сближения с Ираном. Последнее путешествие Ахмадинежада в Венесуэлу восходит к 2009 году, когда он подписал 68 соглашений в области сельского хозяйства, промышленности, торговли и энергетики, открыв также совместный фонд, чтобы стимулировать инвестиции. Возглавив делегацию из ста человек, он тотчас же объяснил, что как Иран, так и Латинская Америка являются «антиколониалистами и поэтому сопротивляются режиму репрессий».
«Ахмадинежад делает нам честь своим визитом», - ответил ему Чавес по телевидению, заявив, что предупреждение Вашингтона заставило его смеяться. Отвлекаясь от формального «союза двух революций», нужно сказать, что не только Венесуэла поддерживает иранскую ядерную программу. Иран также официально помогает Венесуэле «сертифицировать» ее урановые залежи, из-за чего родились упорные слухи о том, что Венесуэла снабжает ураном иранские реакторы, хотя правительства обеих стран опровергают эти слухи.
Опровергают и то, что Иран строит ракетные базы на венесуэльской земле, хотя между вооруженными силами соответствующих стран действует договор о сотрудничестве и военной подготовке, детали которого не известны. В2010 году Иран и Венесуэла инвестировали 760 миллионов долларов в общие энергетические проекты, а Каракас, чтобы облегчить долю Тегерана, страдающего давним отсутствием нефтеперерабатывающих предприятий, пообещал 20 тысяч баррелей нефти в день стоимостью в 50 миллионов долларов. Совместный банк, созданный в 2010 году в качестве альтернативы МВФ и Всемирному банку имеет начальный капитал в 200 миллионов долларов.
Группа Alba активно высказывалась в поддержку Каддафи и Башар аль-Асада: результат оказался нулевым.