Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Горизонты нового мирового порядка

© www.map-site.narod.ruКарта Латинской Америки
Карта Латинской Америки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Финансовый кризис, который бьет по ЕС и США, может привести к новому распределению власти в мире. Стремительно развивающиеся страны становятся «кредиторами» Запада. Примеры — Бразилия и Чили.

Финансовый кризис, который бьет по ЕС и США, может привести к новому распределению власти в мире. Стремительно развивающиеся страны становятся «кредиторами» Запада. Примеры — Бразилия и Чили.

Европейский союз в эти дни занят спасением евро и, следовательно, стремится выжить в качестве международного субъекта.

Экономический кризис, разразившийся в Европе и Соединенных Штатах, обусловлен в своей первой фазе взрывом «ипотечного пузыря» на финансовых рынках, а во второй фазе ростом долга отдельных государств. Он приведет в не столь отдаленном будущем к пересмотру экономических моделей, действующих в развитых странах, которые годами финансировали свой уровень благосостояния и потребления, наращивая долги, которые не покрывались ростом внутреннего валового продукта.

Такое рассмотрение кажется необходимым и в свете новой расстановки сил в глобальном масштабе. В среднесрочной и долгосрочной перспективе перераспределение власти на мировом уровне, возможно, станет одной из основных действующих геополитических тенденций.

От должников к кредиторам

Так как происхождение кризиса, который тяжело ударил по европейским экономическим державам, имеет в основном финансовую природу, то для выявления происходящих перемен мы можем использовать один из финансовых показателей.

Международная финансовая позиция страны по отношению ко всему миру определяется ее бюджетом, причем взвешиваются пассивы и активы.  Как подчеркнул экономист Эсвар Прасад (Eswar S.Prasad) в статье под названием “Role reversal in global finance” («Полная смена ролей в мировых финансах») чаша активов «финансовых весов» стран в стадии быстрого развития решительно перевешивает.

В частности, зарегистрировано накопление резервов в «сильной» иностранной валюте, особенно в американских долларах, а со стороны пассивов наблюдается значительное уменьшение общественного долга с ростом прямых иностранных  инвестиций, то есть  происходит приток капитала из-за рубежа.

Эта тенденция наблюдается во всех  странах группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) и указывает на решительное улучшение финансовой позиции государств по отношению к остальному миру, по крайней мере, по двум причинам.

Уменьшение общественного долга сильно снижает уровень риска, взятого на себя инвестирующей страной, а также возможность отказа от выплаты долга (хотя в противоположность тому, как обычно считают, не только снижение долга по отношению к валовому национальному продукту определяет риск дефолта). Кроме того, доля иностранного капитала (Ide) представляет собой гораздо более предпочтительную и потенциально доходную форму капитала, потому что в большинстве случаев определяется в местной валюте. Следовательно, в случае ее девальвации часть потери капитала падает и на иностранных инвесторов, а не только на местных предпринимателей.


Южная Африка идет вперед

Южная Африка — одна из наиболее быстро развивающихся стран с экономической точки зрения. Ее рост в последнее десятилетие впервые сопровождался существенной политической стабильностью и уменьшением разрыва в распределении доходов. Бразилия и Чили быстро выходят из числа стран «в стадии развития», чтобы стать мировыми державами или, во всяком случае, очень динамичными актерами на международной сцене.

Бразилия отныне занимает шестое место в мире по объему валового национального продукта. Хотя в третьем триместре 2011 года не наблюдалось роста производства, перспективы развития остаются позитивными благодаря огромному внутреннему рынку, на котором спрос продолжает расти также из-за увеличения численности среднего класса.

Общественный долг составляет примерно 55% от ВНП, и страна может похвалиться излишками бюджета в 2,9% от ВНП (данные 2010 года). Общая внешняя экспозиция измеряется 90,4% от ВНП против средней величины в странах ЕС в 527,2%. Что касается резервов в иностранной валюте, то они достигают 288 миллиардов американских долларов (одни из самых больших в мире), в то время как иностранные ивестиции составляют 472,6 миллиардов долларов. Валютные резервы составляют 47,1% от общих доходов от производственной деятельности, Ide составляют 36,5%.

Чили тоже весьма преуспевает. Хотя ее экономика в абсолютных цифрах не может соперничать с бразильской, страна, расположенная в Андах, стала первой, которая была принята в в Организацию экономического сотрудничества и развития (OЭСР) . Отношение долг/ВНП невероятно низкое и едва достигает 9,2%, в то время как в 2010 году бюжет был закрыт с дефицитом в 0,3%. Причем  надо учитывать то, что в 2010 году в Чили произошло сильное землетрясение, что однако не помешало росту экономики.

Кроме того, страна очень динамична в плане открытости иностранным инвестициям (Ide), так как бюрократические издержки минимальны, главенствует право, а законодательство крайне благоприятно для свободы предпринимательства. С 2000 по 2007 годы состав Ide в секторе пассивов увеличился на 65,7% по отношению к общему объему инвестиций.

Дела Аргентины не так хороши. Правда то, что рост экономики Буэнос-Айреса был стремительным, как доказывают рекордно высокие цифры, которые в последние годы держались в среднем на уровне 8%. Однако экономическая политика правительства Киршнер до сих пор не продемонстрировала особенную дальновидность в создании в стране основы для стабильного и длительного развития.

Общественный долг составляет около 45,2% ВНП: этот уровень не считается очень высоким, но он близок к тому, который спровоцировал дефолт 2001 года, а низкий уровень инвестиций представляет собой одну из основных проблем. Они составляют только 22% от валового национального продукта, в то время как доля иностранных инвестиций на общем фоне финансирования уменьшилась за последнее десятилетие, что идет вразрез с общей тенденцией в других странах этой зоны. Следовательно, способности Аргентины как мирового игрока на политическом и экономическом уровне оспариваются этими факторами.

Геополитические осложнения


Процитированные случаи показывают, как финансовое положение быстро развивающихся стран постепенно улучшалась, что в целом определило приток денег не в развитые страны, а в развивающиеся. Эта динамика может иметь последствия на геополитическом уровне в среднесрочном периоде, особенно из-за роста влияния таких мощных экономик, как китайская и бразильская.

Их иностранный долг сравнительно низок, они обладают значительными запасами иностранной валюты. Эта последняя характеристика в частности может привести к важным последствиям: роль этих двух государств в поддержании уровня «сильных» валют (доллар и евро) может стать очень важной. В этом свете удельный вес этих актеров в плане договорных обязательств вырос бы по отношению к Западу.

Достаточно подумать о растущей роли Бразилии, которую она играет в такой организации как Международный валютный фонд, где за последние годы ее квота (измеряемая в так называемом «специальном праве на изъятие денег») сильно увеличилась, превратив ее из должника в кредитора.

Если МВФ увеличит свои возможности в деле вмешательства, охраны и контроля  расстроенных бюджетов стран Еврозоны, то в будущем могут возникнуть сценарии, противоположные тем, которые разыгрывались в восьмидесятые и девяностые годы, когда под прикрытием так называемых принципов Вашингтонского консенсуса Соединенные Штаты и наиболее развитые страны диктовали условия развивающимся странам в деле оздоровления их общественного бюджета. Бразилия может стать ключевым актером в этом процессе перераспределения ролей в глобальном руководстве.

Такая страна как Чили с меньшим удельным весом не сможет существенно участвовать в перераспределении власти на мировом уровне, но ее путь свидетельствует о том, что южноамериканские страны в будущем смогут все более уверенно проводить свою автономную политику. Сантьяго уже идет по этому пути через подписание многочисленных двусторонних договоров о свободном обмене. Взгляды Чили направлены на другое побережье Тихого океана, который может стать «горячим» бассейном в ближайшие десятилетия в плане международных отношений.

Что сказать в конце об Аргентине? Она входит в группу Большой двадцатки (G-20). Ее развитие стремительно, но все еще не опирается на твердый фундамент стабильности. Кроме того, Аргентина пока не завоевала доверия со стороны международных рынков. По этой причине ее геополитический и геоэкономический подъем несколько откладывается.