Венесуэльский президент сейчас имеет гораздо больше шансов быть переизбранным 7 октября. Уго Чавес располагает всем арсеналом власти и государственных средств, чтобы обеспечить себе победу посредством наложения штрафов на своих оппонентов в лице телеканала Globovisión и вынуждая все радиостанции транслировать его бесконечные выступления. Он добивается, чтобы средства массовой информации, как государственные, так и частные, забыв о нормах журналистской этики, заняли четко выраженную проправительственную позицию. Он требует от государственных служащих перечислить один день из своего заработка на предвыборную кампанию. И, наконец, благодаря несомненному успеху его внешней политики, а именно, вступлению Венесуэлы на прошлой неделе в Южноамериканский общий рынок (Mercosur) шансы действующего президента на октябрьских выборах значительно улучшаются.
Боливарианский лидер пытается оправдать использование общественности, государственных средств, давление на СМИ и активную эксплуатацию своего собственного образа утверждениями, что это не будут не просто выборы между двумя равнозначными кандидатами. Это будет противостояние между Христом и Антихристом, народная революция в ответ на империалистическую реакцию, возглавляемую энергичным, но совершенно лишенным харизмы Энрике Каприлесом (Henrique Capriles), который ежедневно преодолевает пешком десятки километров, пытаясь по крайней мере доказать, что, в отличие от Чавеса, ему в свои 39 лет смерть не угрожает.
Читайте также: Южноамериканский рынок и «Сухие»
Чавес назвал поражением империализма вступление его страны в Южноамериканский южный рынок – политико-экономическую организацию Южного конуса, в которую входят Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай. Начиная с 2006, года Парагвай препятствовал вступлению Венесуэлы в члены Mercosur, однако временная приостановка членства самого Парагвая в этой организации наконец-то позволила этому состояться.
И хотя американский империализм имеет шансы потерпеть гораздо более унизительное поражение в Средней Азии, наверняка Вашингтон предпочел бы видеть Каракас в качестве независимого игрока.
Чавес великолепно воспользовался вступлением в Mercosur. Он показал себя в отличной форме на церемониях приема, опроверг утверждения об изолированности Венесуэлы, поскольку у нее есть такие весьма заметные на международной арене союзники, как Куба, Иран и Сирия Башара Асада. У Венесуэлы никогда не было лидера, пользовавшегося всемирной известностью, хотя некоторые и говорят о нем с глубокой ненавистью. И вступление в Mercosur, похоже, доказывает, что изобретатель социализма XXI века знает, как себя вести на мировой арене, где ничто не может произойти, во всяком случае в Латинской Америке, без участия Чавеса.
Было организовано некое подобие международного опроса общественного мнения относительно того, кто выигрывает от вступления. Прежде всего, сам Чавес и Венесуэла. Затем Бразилия, которая имеет не очень далеко расположенные шельфовые месторождения нефти. Она в гораздо меньшей степени, чем другие, испытывает потребность в венесуэльской нефти, добываемой в бассейне реки Ориноко, но зато может стать главным поставщиком продовольствия в страну, которая при режиме Чавеса импортирует 70% необходимых ей продуктов питания.
Также по теме: Эффективное использование природных ресурсов необходимо для устойчивого развития Латинской Америки
Зато это плохие новости для Колумбии, которая до того, как президент Урибе (Uribe) резко порвал с режимом Чавеса, имела со своим соседом ежегодный товарооборот объемом в пять миллиардов евро, а президенту Сантосу в этом году удалось восстановить его наполовину.
У Бразилии есть весомые экономические причины иметь своим клиентом Венесуэлу: за последние десять лет бразильские деловые круги вложили в эту страну более 15 миллиардов евро. Однако здесь присутствуют и политико-психологические соображения. То радушие, с каким президент Бразилии Дилма Русеф (Dilma Rousseff) приняла своего нового партнера, показывает ее независимость от политики Вашингтона. Она предпочитает Чавеса в качестве партнера, чем Чавеса, стреляющего по всему, что движется.
Однако этот энтузиазм разделяют не все. Министерство иностранных дел Бразилии достаточно сдержанно поддержало дипломатические шаги своего президента. Особенно загадочной выглядит и слишком показная радость Аргентины, если только ее президент Кристина Киршнер (Cristina Kirchner) не борется с боливарианским лидером за золотую медаль Олимпийский Игр по борьбе с империализмом.
Буэнос-Айрес осторожно ведет себя в Mercosur, ликвидирует свободные от налогообложения товары и в перспективе может ожидать, что Каракас скорее ограничит роль Бразилии в этой организации, чем будет способствовать ее усилению.
7 октября будет сделан выбор между притягательной силой популиста Чавеса, которая опирается на улучшение материального положения наименее обеспеченных слоев населения, и большим перечнем стоящих перед страной проблем: стремительным ростом преступности, коррупцией и плохой работой органов управления; крайне низким уровнем демократических свобод. Без сомнения можно сказать одно: вступление в Mercosur будет большим подспорьем для президента в его предвыборной борьбе.