Как могло получиться, что длинный, скучный, эстетически слабый, примитивный, тенденциозный и оторванный от действительности документальный фильм с восторгом смотрят миллионы пользователей интернета? Я имею в виду «Запрещенное образование» (La educación prohibida), снятый 24-летним Германом Доином Кампосом (Germán Doin Campos), выпускником Высшего института радиовещания (ISER).
В течение двух месяцев, начиная с момента его выпуска, фильм просмотрели почти четыре с половиной миллиона человек. «Запрещенное образование» вошло в рейтинг наиболее популярных материалов в интернете. Но есть ли у него еще какие-либо заслуги?
Давайте внесем ясность. «Запрещенное образование» подвергает критике традиционную систему обязательного государственного образования. И название обращено как раз к другому образованию, более желательному, по мысли режиссера, которое сосредоточено на ученике и не навязывает ему каких-то своих правил. Именно оно и является запрещенным, как утверждается в документальном фильме.
В документальном фильме все ставится под сомнение, начиная с обязательности среднего школьного образования до разделения по классам в зависимости от возраста, дисциплины, оценок, учителей и учеников как пустых сосудов, которые нужно наполнить содержанием. Этот список можно продолжить.
Читайте также: Миссия и политика в высшем образовании
Карикатуры
С самого начала фильма государственному образованию выносится приговор. Все вышеназванные вопросы освещаются с самой темной стороны. Обязательное школьное образование преподносится в карикатурном виде. Учителя, похожие на чиновников. Директора, озабоченные лишь вопросами дисциплины. Ученики начальной школы, сидящие с привязанными к партам руками.
На протяжении всего фильма разворачивается скандал между учениками пятого класса одной из традиционных средних школ и их руководством. Дети собираются зачитать во время собрания, посвященного окончанию года, критическую речь в адрес образования.
Директора играет худощавая актриса с угловатым лицом и крикливым голосом. Какие-либо полутона отсутствуют. Все сделано для того, чтобы представитель власти вызвал неприятие. Родители простоваты, но при этом тщеславны. Молодой преподаватель богемного вида выступает в качестве посредника, понимающего учеников. Его роль исполняет культовый актер Гастон Паулс (Gastón Pauls). Согласно замыслу автора фильма, у традиционной школы - нет никаких шансов, и сюжет заканчивается запретом на критическую речь школьников.
«Запрещенное образование» структурно выстроен как судебный процесс. На скамье подсудимых - традиционная школьная система. Большим «белым пятном» в сюжете фильма является отсутствие защиты. Традиционная школа изначально объявлена виновной и не имеет возможности сказать что-либо в свое оправдание.
За два с половиной часа никто не сказал ни слова в защиту обязательного школьного образования. Фильм показывает не повседневную жизнь школы, а какие-то карикатуры на ее недостатки.
Также по теме: Плачевное состояние высшего образования в Латинской Америке
Старые теории в новом обличии
Так в чем же содержание документального фильма, длящегося более ста пятидесяти минут? Обличающий голос прокурора. Таков идейный стержень «Запрещенного образования». Нескончаемые интервью латиноамериканских воспитателей, явно участвующих в альтернативных образовательных системах.
Их - около 50-ти, и каждый в среднем делает шесть заявлений. Будучи консервативно настроенным человеком, должна отметить, что все они 300 раз говорят одно и то же: как прекрасно раскрепощающее образование, сосредоточенное на любви и уважении глубокой самобытности ученика и педагогическом совершенствовании альтернативных систем образования.
Перед глазами зрителей назойливо мелькают кадры сидящих в кругу детишек, которые играют в развивающие игры, работают в огороде, обнимают друг друга. Прямо рай на Земле, пытается внушить нам режиссер фильма.
И в завершение всего этого фарса идут изречения идеологов так называемого «интегрирующего обучения», которое не подавляет, а наоборот, дает свободу индивидуальности.
Читайте также: Общение с родителями важнее школы
На экране появляются Пауло Фрейре (Paulo Freire), создавший в 1970 году Педагогику Угнетенных; Ольга Коссеттини (Olga Cossettini) со своей моделью «спокойной школы» 1930 года, основывающейся на педагогической теории Марии Монтессори (María Montessori), пользовавшейся большим влиянием в первые десятилетия XX века. Ее высказывания также приводятся в фильме. Цитируются и другие известные педагоги, пользовавшиеся влиянием в 20-е годы, а также в период 50–70-х годов.
Как могло случиться, что документальный фильм, претендующий на новизну в области образования, основывает свои выводы на теориях, которые были в ходу, как минимум, 40 лет тому назад? Некоторые высказываемые в нем тезисы относятся к началу прошлого века, а впоследствии были пересмотрены или преданы забвению.
Документальный фильм игнорирует сомнения и различные критические замечания, высказанные в адрес раскрепощающей педагогики. Они очень хорошо обобщены в работе «Критическая педагогика: оценка и указания по обновлению» ("Critical pedagogy: an evaluation and a direction for reformulation"), написанная исследователями Виллемом Вардеккером (Willem Wardekker) и Сибреном Майдеманом (Siebren Miedeman).
Исследователи рассказывают о преодолении этих моделей и взглядов, распространенных в 70-е годы. Они говорят об отсутствии у этих теорий каких-либо практических основ и показывают их оторванность от сегодняшней действительности, в особенности - когда речь идет об исторической самобытности вне контекста социальной детерминированности.
При этом ни слова не говорится о современных передовых взглядах в области педагогики. Автору фильма неизвестны новые воззрения таких исследователей, как Анри Жиро (Henry Giroux) и Питер Макларен (Peter McLaren), а также те познавательные возможности, которые дают школе современные информационные технологии, или идеи известного британского эксперта в области образовательных реформ Кена Робинсона (Ken Robinson), чье мнение весьма высоко котируется в педагогических кругах. Давая оценку той или иной проблеме, он всегда высказывается вполне определенно, не вступая в беспочвенные дискуссии.
Также по теме: Коррупция разъедает российскую образовательную систему
Восстановим нюансы
Каждая образовательная система, традиционная или альтернативная, имеет свои нюансы, спорные моменты. В документальном фильме о них не говорится ни слова, но мы можем их воссоздать.
Например, в фильме приводятся высказывания педагога Джона Тейлора Гатто (John Taylor Gatto), выступающего против обязательного школьного образования, но при этом в фильме ни слова не говорится о том, что обязательное школьное образование, несмотря ни на что, было одним из самых эффективных рычагов демократизации человеческого общества. Некоторые системы школьного образования, как, например, кубинская или канадская, поясняет французский социолог Франсуа Бурдье (его в фильме не цитируют), обладают способностью снизить воздействие социальной напряженности.
При этом домашнее образование рассматривается некоторыми исследователями как реакционное.
Режиссер идеализирует природу, считая ее образцом для подражания и преподнося как пространство всеобщего согласия, где нет конфликтов между существами. Хотелось бы порекомендовать ему полистать страницы журнала National Geographic, на которых изображены снимки животных, поедающих друг друга. Ни слова не говорится о солидарности. Доводы общего порядка, игнорирующие особенности.
Герман Доин Кампос, например, считает финскую систему образования образцом для подражания, поскольку она в необходимой степени учитывает личные качества учеников и мотивирует их на приобретение знаний без какого-либо принуждения. Но не будем забывать, что это - как раз система обязательного государственного образования.
Читайте также: Италия умеет не заботится о своих школах
Презумпция виновности
«Запрещенное образование» не столько анализирует традиционную школу, сколько бездоказательно обвиняет государственную школу в том, что она является средоточием всех бед, попутно восхваляя частные и альтернативные школы.
Получается чистой воды коммерческая реклама, замаскированная под глубокий анализ. Рекламный ролик, длящийся 2 часа 25 минут и 19 секунд, включая титры.
Документальное исследование, претендующее на критическую оценку существующей действительности, предполагает высказывания «за» и «против» системы, о которой идет речь. Это называется журналистской или исследовательской точностью. Критический анализ непременно должен включать в себя положительные и отрицательные оценки. Именно такого этико-диалектического противопоставления и не хватает фильму.
Но вопросы к «Запрещенному образованию» на этом не заканчиваются. Фильм предлагает такую систему образования, в центре которой стоят ученики, но при этом в нем нет ни одного реального ученика, выступающего перед телекамерой.
Лубочная картинка образцовой семьи носит дискриминационный характер: папа, мама и трое детей, белокожие, красивые, представители среднего класса, хорошо одетые.
Также по теме: Конкурентоспособность образования на русском языке
Фильм имеет недостатки во всех своих аспектах. По сути дела, это упущенная возможность. Нет сомнений в том, что люди искренне обеспокоены проблемами образования, не зря же пять миллионов человек зашли на сайт ради этого фильма, хотя при этом я не уверена, что все они досмотрели его до конца. А это действительно трудно. Я пыталась сделать это дважды. Во время первого просмотра уснула через полчаса. Со второй попытки удалось просмотреть до конца. Не могу сказать, что режиссеру удалось дать общую панораму проблемы.
Конечно, мы неравнодушны к вопросам образования. Именно это и является интересным моментом фильма, заслугой, которая ему не принадлежит: он показывает, что у людей есть интерес к образованию.
В действительности, у «Запрещенного образования» есть еще одна положительная черта: проблемы, которые он ставит. Это весьма немаловажно. Другое дело, что ответы, как мы видим, вовсе не соответствуют глубине вопросов.
Нет сомнений в том, что государственное образование требует пересмотра, но только этот пересмотр должен быть более глубоким. И ему необязательно длиться два часа. Английскому эксперту Робинсону достаточно было выступить в течение 18 минут в частном некоммерческом фонде TED с докладом под названием «Убивают ли школы творческую активность?», чтобы привести доводы против нынешней школьной системы и получить самое большое количество заходов на интернет-версию его доклада в истории фонда TED: более 13 миллионов, начиная с 2006 года.