Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Авторы, породившие литературный бум

Для того, чтобы создать нечто оригинальное, писатели нового поколения учились у лучших литераторов. Некоторыми из тех, кто оказал наибольшее влияние, были Фолкнер, Сервантес, Кафка, Вул, Борхес и Рульфо

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уже давно собираюсь прочитать цикл лекций о влиянии, которое Уильям Фолкнер оказал на литературный бум. Я бы начал с Марио Варгаса Льосы, сказавшего, что североамериканский писатель был первым романистом, которого он прочитал, имея перед собой лист бумаги и карандаш в руках, пытаясь «рационально» воссоздать внутреннее построение его романов, понять сложное взаимодействие хронологии и точки зрения.

Нью-Йорк — Уже давно собираюсь прочитать цикл лекций о влиянии, которое Уильям Фолкнер оказал на литературный бум. Я бы начал с Марио Варгаса Льосы, сказавшего, что североамериканский писатель был первым романистом, которого он прочитал, имея перед собой лист бумаги и карандаш в руках, пытаясь «рационально» воссоздать внутреннее построение его романов, понять сложное взаимодействие хронологии и точки зрения.

 

Литературные приемы Фолкнера наглядно прослеживаются в первых книгах Варгаса Льосы: неопределенность перспектив в романе «Город и псы» (La ciudad y los perros), умелое использование времени с помощью «концентрических кругов» (по выражению перуанского литературного критика Эфраина Кристала (Efraín Kristal). В «Августовском свете» (Luz de agosto) используется фолкнеровский сюжет, в значительной степени построенный на результатах уголовного расследования. В «Зеленом доме» (La casa verde) есть сцены, которые как будто бы на основе тех, которые предстают перед нами в романе «Авессалом, Авессалом!». Именно с этой книгой Фолкнера перекликается главная идея еще одного произведения Варгаса Льосы «Беседа в соборе» (Conversación en La Catedral): исследование нравственных изъянов общества.

 

Перуанский литератор написал, что в свои студенческие годы он почерпнул больше знаний из Йокнапатофы – вымышленного штата, где разворачивается действие многих романов Фолкнера, чем из занятий в университете. Однако создать свою собственную Йокнапатофу довелось не ему, а Гарсии Маркесу. Макондо (Macondo) – это своего рода микрокосмос, в котором колумбийский писатель отобразил свое понимание Фолкнера: поверженное, но гордое общество в «Звуке и ярости» (El sonido y la furia): мир, стремящийся к будущему, который при этом не в состоянии отречься от своего прошлого – флегматичные полковники, живущие воспоминаниями о былой славе и готовые к новым сражениям, происходящим, правда, лишь в их сновидениях.

 

Именно Фолкнер оказал самое сильное влияние на возникновение литературного бума, хотя нельзя не привести еще ряд ключевых имен писателей модернистов, среди которых Вирджиния Вульф, Франц Кафка и Джеймс Джойс. Гарсия Маркес использовал приемы особенно первых двух авторов: от Вульф он перенял то, как сознание ее персонажей двигалось во времени, копаясь в прошлом, но при этом думая о будущем (особенно наглядно это видно в романе «Сто лет одиночества»); что касается Кафки, то его повесть «Метаморфоза» так повлияла на тогдашнего студента юридического факультета, что он решил для себя: если это литература, тогда он тоже хочет стать писателем. 

 

Игра слов в романе «Улисс» оказали основополагающее влияние на Гильермо Кабреру Инфанте (Guillermo Cabrera Infante), написавшего «Трех грустных тигров» (Tres tristes tigres). «Самый прозрачный район» (La región más transparente) Карлоса Фуэнтеса невозможно понять без Дос Пассоса. На Хосе Даносо оказал влияние Генри Джеймс, а в творчестве Хулио Кортасара (Julio Cortázar) чувствуются нотки французских сюрреалистов.

 

Но влияние оказали не только авторы XX века. На творчество Варгаса Льосы наложили свой отпечаток рыцарские романы, как например «Тирант белый» (Tirant lo Blanc) и проза Флобера; Кортасар позаимствовал многое из рассказов Эдгара По. В произведениях Гарсии Маркеса присутствуют Библия и исторические записки об открытии Америки. В произведениях Фуэнтеса присутствует Сервантес, а на творчество Кабреры Инфанта повлиял заразительный пример главного героя романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена».

 

Но на литературный бум повлияли не только писатели других континентов, но также и свои, латиноамериканские. До волшебного реализма Гарсии Маркеса кубинский писатель Алехо Карпентьер выдвинул свою концепцию «сверхъестественной реальности», нашедшей воплощение в нескольких очерках и повести «Царство мира сего» (El reino de este mundo; Фуэнтес вдохновлялся романистами периода мексиканской революции: Яньесом (Yañez), Ребуэльтасом (Revueltas), Рульфо (Rulfo); в рассказах Кортасара чувствуется дыхание Борхеса.

 

Чтобы создать нечто оригинально, писатели эпохи бума сумели взять самое лучшее от лучших мастеров пера. Они создали новый литературный стиль, совместив классику и новаторство. Так что их вполне можно считать классиками-новаторами.

 

Эдмундо Пас Сольдан - родился в Боливии в 1967 году. Автор книги рассказов «Били Руфь» (Billie Ruth) и романа «Север» (Norte).