В Кыргызстане разворачивается политический кризис, но никакой помощи из Москвы президенту Курманбеку Бакиеву не оказывается. Похоже, Кремль не намерен способствовать облегчению непростой ситуации, в которой оказался кыргызский лидер.
После внезапного введения новых таможенных пошлин на светлые нефтепродукты, поставляемые в эту центральноазиатскую страну, в Кыргызстане должны резко повыситься цены на бензин и дизельное топливо. Цены на нефтепродукты могут вырасти до 30 процентов, заставляя опасаться, что инфляция приведет к дальнейшей дестабилизации национальной экономики, и без того находящейся не в лучшем состоянии.
1 апреля российский премьер Владимир Путин отменил льготные таможенные пошлины на поставляемый Россией бензин и дизельное топливо, которыми пользовался Кыргызстан как государство, входящее в Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС). Поводом для подобного шага стало создание нового Таможенного союза, который приходит на смену ЕврАзЭС. Таможенный союз в составе России, Казахстана и Беларуси должен начать функционировать в полном объеме уже в июле.
Остается неясным, будут ли аналогичные экспортные пошлины применяться и в отношении топлива, поставляемого Россией в Таджикистан, который, как и Кыргызстан, является членом ЕврАзЭС, но не входит в Таможенный союз.
Многие бишкекские политические эксперты полагают, что Москва таким образом наказывает Бакиева за решение не выдворять американские войска с авиабазы "Манас" под Бишкеком. В феврале 2009 года Москва пообещала предоставить Бишкеку пакет экономической помощи в размере 2,15 млрд. долларов, а президент Курманбек Бакиев в тот же день обязался закрыть базу. Многие обозреватели сочли предложенный пакет помощи своего рода компенсацией. Однако американцы на базе "Манас" остались.
6 апреля массовая акция протеста в областном центре Талас к северо-западу от Бишкека привела к столкновениям с правоохранительными органами, дав старт политическому кризису в масштабе всей страны. Демонстрация была спровоцирована недовольством населения ростом цен на отопление и электроэнергию. Инфляция, которой грозят новые российские пошлины, определенно не облегчает для бакиевской администрации задачу положить конец беспорядкам.
Двусторонние кыргызско-российские отношения в последние месяцы резко пошли на спад. Публично подвергнув критике освоение первого транша обещанного пакета помощи, в феврале Москва приостановила выделение 1,7 млрд. долларов, предназначавшихся на строительство ГЭС "Камбарата-1". "[Введение экспортных пошлин] является неслучайным решением со стороны России. Это один из первых шагов на пути наказания Кыргызстана за непослушание на геополитической арене. Первым было приостановка выделения оставшейся части российского кредита, а это – следующий шаг, – говорит журналист бишкекской газеты "МСН" Замир Осоров, специализирующийся на журналистских расследованиях. – Все это очень неприятно для Кыргызстана".
Политолог и эксперт бишкекского филиала Института стран СНГ Александр Князев полагает, что Кремль может планировать новые ответные действия. "Это [пошлины] связано и с функционированием Таможенного союза, и с дальнейшим ухудшением кыргызско-российских отношений. И это только начало", – сказал эксперт EurasiaNet.org.
Скачок "серьезно отразится на позиции Бакиева. Протестные настроения, замешанные на социально-экономических мотивах, сильны среди рядовых граждан и продолжают нарастать. Ожидаемое повышение [цен] на товары первой необходимости усилит антибакиевские настроения", – добавил Князев.
Как рассказал EurasiaNet.org президент Ассоциации нефтетрейдеров КР Базарбай Мамбетов, 1 апреля были приостановлены поставки нефти из России в Кыргызстан. На следующий день российские власти ввели пошлину в 193.5 доллара за тонну отгружаемого Кыргызстану бензина и дизельного топлива, сообщило 5 апреля информагентство "АКИpress". Это может привести к почти 30-процентному повышению цен и соответствующему скачку инфляции, прогнозирует исполнительный директор Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергей Пономарев, передает агентство "РИА-Новости".
По заявлению министерства экономического регулирования КР, Москва официально не уведомляла Бишкек о введении пошлин, сообщает информагентство "АКИpress". Представители министерства потихоньку сетуют на предпринятый Москвой шаг, заявляя, что подписанное в 1992 году двустороннее соглашение о свободной торговле дает Бишкеку право и впредь получать светлые нефтепродукты из России по льготным тарифам.
По имеющимся сообщениям, в недели, предшествовавшие введению новых пошлин в отношении Бишкека, кремлевское руководство прогневали сообщения о том, что короли кыргызского бизнеса скупают по дешевке российское топливо и затем перепродают его по международным расценкам на американскую военную базу "Манас". Явным признаком неудовольствия стало отношение, выказанное кыргызскому премьеру Данияру Усенову в ходе его февральского визита одним из российских руководителей, Владимиром Путиным.
Как сообщило 4 апреля российское информагентство Regnum, в ходе московского визита Усенову было заявлено, что "некие киргизские граждане незаконно занимались реэкспортом предназначенного исключительно для потребления внутри страны топлива. По оценкам специалистов, доходы от подобной деятельности могли составить от 35 до 50 млн долларов в год".
По мнению политолога Александра Князева, который, как полагают, тесно связан с Кремлем, подозрения в перепродаже топлива стали серьезнейшим фактором в решении Москвы о внезапном введении экспортных пошлин. Он также подтвердил предположения о том, что российских должностных лиц привели в негодование недавние попытки Бишкека получить с России арендную плату за использование авиабазы Кант под Бишкеком.
Профессор экономики Кыргызско-Российского Славянского университета в Бишкеке Аза Миранян полагает, что пошлины на топливо серьезно отразятся на населении страны. "Это негативно повлияет на Кыргызстан, поскольку введение тарифов на нефтепродукты затронет цены на транспорт, что создаст" инфляционное давление, сказала она EuasiaNet.org. "И это только начало… Расплачиваться за это будут потребители".
Встревоженные бишкекские водители сообщают о повышении цен на бензин. "Все водители волнуются, что цены вырастут на 25 процентов, – говорит бишкекский таксист. – Мой отец в весеннюю посевную расходует на своем тракторе по 100 литров в день. Что будет делать он?". За одну ночь с 5 на 6 апреля бензин в Оше подорожал на 3 процента.
Дэвид Триллинг является центральноазиатским редактором EurasiaNet. Чингиз Уметов – псевдоним кыргызского журналиста.