За последнее десятилетие Казахстан стал самой развитой страной в Средней Азии благодаря быстрому экономическому росту за счет нефти и прагматичной внешней политике. Президент Назарбаев сумел искусно сбалансировать широкий круг интересов страны и поддерживать разумное равновесие между двумя самыми значимыми международными партнерами Казахстана - Россией и Соединенными Штатами, чьи интересы в регионе сталкиваются. В то время как у России имеется историческое и географическое сравнительное преимущество, отношения Казахстана с США носят значительный характер и растут и укрепляются. Назарбаев добился баланса в отношениях с Россией и США, отправляя в Россию дешевую нефть, а для США став неотъемлемой частью войны Вашингтона с терроризмом.
Одним из приоритетов российской внешней политики при президенте Медведеве было сближение с этими бывшими странами-сателлитами с осознанной стратегической и геополитической целью - сделать их частью более широкой рамочной конструкции, призванной вернуть влияние страны в регионе. Казахстан предпринял попытку добиться настоящей автономии от России и подтвердить свою национальную идентичность, при этом не опасаясь поворачиваться лицом к Москве в поисках решения своих проблем в области безопасности и обороны. Военное сотрудничество между Астаной и Москвой сегодня является сильным и глубоко укоренившимся, и ведется в обоюдных интересах. Обе страны являются членами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) среднеазиатских стран, а также членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). С 1994 года Казахстан и Россия неуклонно увеличивают уровень своего военного сотрудничества. В 2010 году трижды были проведены совместные военные учения, аналогичное количество запланировано на этот год, также примерно 15 тысяч казахских солдат проходят обучение под руководством российских военных специалистов.
Россия - ведущий торговый партнер Казахстана в силу того, что тот является членом российского Таможенного союза - еще одной движущей силы, посредством которой Москва пытается восстановить свое влияние в регионе. Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном формально начал свое существование в январе 2010 года, и как ожидается, должен эволюционировать в создание единого экономического пространства к январю 2012 года. Россия сохраняет доминирующее положение в двусторонней торговле между двумя странами, так как она является транзитной страной для казахского нефтяного и газового экспорта.
Астана также имеет хорошие, крепкие отношения с Вашингтоном, которые развивались с 1991 года без особых препятствий. США были первой страной, которая признала независимость Казахстана. Вашингтон рассматривал Астану как надежного партнера с тех самых пор, активно поддерживая кандидатуру страны в качестве ротационного президента в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2010 году. Энергетическое сотрудничество - один из столпов американо-казахских отношений, учитывая поддержку Вашингтоном идеи энергетической независимости среди стран региона. Вашингтон рассматривает диверсификацию каспийских трубопроводов как противовес российскому доминированию в плане энергоресурсов. Вашингтон одобрил соглашение между Казахстаном и Азербайджаном, которое позволило Астане осуществлять экспорт нефти частично через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, что способствовало уменьшению зависимости Астаны от Москвы в этом плане. Вопросы нераспространения также являются основой двусторонних отношений Астаны и Вашингтона. Соглашение о совместном снижении опасности, посредством которого Вашингтон уже выплатил Астане более двухсот миллионов долларов в рамках помощи Казахстану в избавлении от его арсенала оружия массового уничтожения, считается одним из лучших примеров политики нераспространения, картой, которую хорошо разыграла Астана.
Хотя Астана и посчитала менее трудным управлять конкурирующими экономическими интересами Москвы и Вашингтона, урегулирование интересов в военной сфере и в области безопасности оказалось более проблематичным. Казахстан решил использовать свое членство в ОДКБ как противовес НАТО, хотя он и является членом программы НАТО «Партнерство во имя мира» с 1995 года и сотрудничает с НАТО в рамках Плана действий для партнеров. Организация (имеется в виду ОДКБ) активно поддерживает страну в ряде сфер, от мер по борьбе с терроризмом и таможенной безопасности до реагирования на чрезвычайные ситуации и вопросов миграции. Очевидно, что на отношения Астаны с Вашингтоном повлияли непостоянство и неустойчивость в отношениях между НАТО и ОБСЕ в военной сфере. Упрямство НАТО, которое категорически отказывается воспринимать сигналы, нацеленные на сотрудничество, со стороны ОДКБ, могут привести к тому, что Астана станет больше полагаться на Москву в своих нуждах в области безопасности и обороны, но это вряд ли повлечет за собой какие-либо серьезные последствия для ее давних и прочных отношений с Вашингтоном. Многосторонняя внешняя политика Астаны базируется на внимательным образом сбалансированной стратегии, в которой уступки чередуются с демонстрациями силы. Например, Москве приходится терпимо относиться к открытости Астаны по отношению к иностранным инвестициям в ее нефтяной сектор, в обмен она получает выгоду от продолжения военного сотрудничества за счет НАТО. Казахстан смог диверсифицировать своих собеседников и выработать частично независимую политическую линию в регионе, в котором сталкиваются и соперничают между собой интересы сразу нескольких крупных глобальных игроков. Это, судя по всему, согласуется с удовлетворением желаний и целей администрации Обамы в стране, при том, что Белый дом всеми силами способствует развитию стабильного, безопасного и демократического государства, которое принимает правила игры в плане свободной рыночной экономики и верховенства закона, одновременно являясь уважаемым региональным лидером.
Назарбаев несомненно рассматривает Среднюю Азию как территорию, которая во все большей степени становится полем битвы за влияние и превосходство не только для России и США, но также и, неизбежно, для Китая. По мере того как Россия продолжает подниматься как экономически, так и политически, ее способность влиять на события в регионе, весьма вероятно, будет продолжать расти. То же самое можно сказать и про Китай, который не делает особой тайны из своих собственных амбиций по повышению своего статуса и увеличению доступа к энергоресурсам в регионе. В то же самое время США оказываются в ситуации, когда их возможности влиять на события в регионе начинают ограничиваться сравнительно статичной внешней политикой и ограниченными финансовыми ресурсами.
Россия, весьма вероятно, станет окончательным победителем в своей битве за доминирующую роль для себя в военной сфере и в области безопасности. Вполне возможно, что со временем США могут уступить свое экономическое влияние постсоветского периода в казахском углеводородном секторе китайским нефтегазовым компаниям, как это все чаще происходит в других регионах мира. В то же время вполне можно ожидать, что Назарбаев продолжит аккуратно манипулировать внешней политикой Казахстана для максимальной выгоды Астаны.
Дэниел Вагнер (Daniel Wagner) - исполнительный директор консалтинговой компании в области политических рисков Country Risk Solutions, базирующейся в Коннектикуте. Также является старшим советником в PRS Group.
Лука Коста (Luсa Costa) - аналитик в итальянской CRS.