Российская пресса уже назвала 18 ноября историческим днем – как день рождения Евразийского союза. Прозвучали и скептические мнения о том, что Евразийский союз по определению не может состояться, и дело дальше деклараций не пойдет.
Одной из причин скептицизма стало явное противопоставление Казахстана России. Когда российский президент говорил о том, что к 2015 году в России, Казахстане и Белоруссии будет единая валюта, президент Казахстана тут же сделал ремарку – но не рубль. Ранее, сразу после того, как в «Независимой газете» вышла статья Владимира Путина о Евразийском союзе, Назарбаев опубликовал «ответный иск», заявив, что идея принадлежит ему, и столица Евразийского союза должна быть в Астане.
Читайте также: Рождение Евразийского союза
Подобное противоречие изначально определяет Евразийский союз не как горизонтальное сообщество равных, а как вертикаль с верхушкой и подчиненными странами. Борьба за верхушку идет между Путиным и Назарбаевым, но ни тот, ни другой не отрицают, что кто-то должен быть главным.
Вертикально построенные империи, как правило, долго не выдерживают, особенно, в наше время, когда равенство становится императивом при построении любых отношений. Возможно, именно то, что структура СССР была не горизонтальной, а «диагональной», с верхушкой в Москве, и стало одной из причин его распада. А США существуют уже много лет как сообщество штатов потому, что ни один из штатов не называется главным или «старшим братом».
Кризис в Европе также вызван тем, что страны неравны по потенциалу, и Германия с Францией пытаются сейчас взять на себя роль «вершителей судеб» Европы. Формально все равны, и в Европарламенте любое слово тут же переводится на 26 языков, но при принятии решений кто-то хочет быть «равнее других».
Евразийский и иные союзы могут быть жизнеспособными, если будут сообществами равных, если руководство будет осуществляться, скажем, по системе ротации. Но главное условие – чтобы ни одна страна не считала себя вправе диктовать решения другим.
Сейчас Россия пытается делать это со многими странами, и это, скорее, отталкивает от нее, чем привлекает. В этих условиях ни Армения, ни другие страны не захотят вступить в предлагаемый союз, зная, что решения все равно будет принимать Путин. Возможно, именно нежеланием Таджикистана присоединиться к Евразийскому союзу вызвано последнее обострение между Душанбе и Москвой.
Читайте также: СССР умер - да здравствует Евразия?
Армянские политические силы пока высказывают, скорее, скептическое, чем позитивное отношение к Евразийскому союзу. Во всяком случае, никто особо не воодушевлен. Представители практически всех партий говорят, что при отсутствии общих границ Армения вряд ли сможет получать экономический эффект от союза. Кроме того, они советую подождать до опубликования условий создания Союза. А то, день рождения у него есть, а кто главный – пока не ясно.