Рассуждая о таком историческом явлении, как В. Путин, мне на память приходят фрагменты тринадцатилетней давности. В то время я возглавлял правительство Киргизской Республики, а Владимир Владимирович работал премьер-министром России. Очные встречи с ним, обмен мнениями и диалоги, происходящие тогда на различных встречах, дают мне возможность подумать о феномене Путина, ставшем, как оказалось впоследствии, важной вехой в новейшей российской истории.
Загадочный сфинкс: выбор Ельцина
В то время надо отметить, что появление Путина на небосклоне российской политики было полной неожиданностью. Ельцин, и это можно сегодня утверждать уже уверенно, тогда думал не столько о себе, а о будущем России. И после череды назначений на должность премьер-министра в конечном счете выбор пал на Путина. Время свидетель, выбор был верный и дальновидный.
Владимир Владимирович пришел в Кремль загадочный, как сфинкс, но в то же время скромным, целеустремленным и с огромной волей решать проблемы России. В нем не было компартийного официоза, президиумного заседателя. И это прибавляло к его персоне еще больший интерес. В кулуарах почти не было лиц, которых не интриговал один риторический вопрос: «Кто такой Путин?»
Читайте также: Путин миротворец?
Признаюсь открыто, лично я тоже не раз пытался понять нового российского лидера. Наша первая с ним встреча прошла в отеле «Интерконтиненталь» в Астане зимой 2000 года. В тот вечер, сидя у него в номере, мы долго беседовали на темы дальнейшего сотрудничества России и Киргизии. Владимир Владимирович очень внимательно и заинтересованно слушал меня об экономических и политических реформах, происходящих в нашей стране, интересовался Акаевым, восхищался произведениями Чингиза Айтматова. Беседовали долго. После этого у меня сложилось впечатление, что у России появился лидер, который сможет управлять ею и проводить с учетом постсоветской специфики строительство демократии и рыночной экономики, имея в виду принципы социальной справедливости.
В то же время за его пристальным взглядом, лаконичными фразами, уверенными харизматическими движениями проявлялся образ человека, который волновался и сомневался за такой поворот своей судьбы – ведь перед ним стояла задача возрождения и спасения России, как целостного государства. Я уверен, что сегодня это другой Путин – он уже доказал России и миру масштабность своей личности, как политического стратега и патриота своего народа, ищущего новые пути развития в этом быстроизменяющемся мире.
Вспоминаю тот период истории, когда Владимир Владимирович только встал у штурвала корабля российской власти. Некогда могучая империя разваливалась на глазах истории, не в силах справиться с центробежными силами, охватившими ее организм, противоречиями в обществе и развалом экономики. Разруха страны ощущалась фактически во всех сферах. Это – конфликтная элита, политический бомонд в виде армии олигархов, гибридная социальная система, обнищание населения, космический уровень коррупции и разгул криминала, чеченская проблема, потеря авторитета на международной арене.
Возникает вопрос. Что дала путинская Россия? Тут, я думаю, факты очевидны. Сохранена территориальная целостность государства, выстроена прочная вертикаль власти, коррумпированная олигархическая элита сошла со сцены, малоимущие обладают несравнимо большими соцгарантиями, политические партии закрепились в сознании общества, чеченская военная кампания завершилась, весь мир признал за Россией мирового игрока, и наконец, страна снова начала подниматься «в гору». Исходя из сказанного, рискну предположить, что стратегия Путина заключалась в сохранении России без революций и социальных катастроф. Убежден, что с этой задачей Владимир Владимирович справился.
Возможно, его работу можно сравнить с дзюдо, где слабый может одолеть сильного не за счет своей физической мощи, а за счет мобилизации духа и отточенной техники бросков. Именно такими методами российский лидер разрешал проблемы на Кавказе. Например, сегодня Чечня превратилась в один из развитых регионов России. Заставил Запад на равных общаться с Россией. Он успешно внедрил в жизнь федеральную административную реформу, осуществил крупные национальные проекты предотвратившие губительную центробежность региональных сил.
Еще по теме: Путин против Путина
В этом плане Путин напоминает Ф. Рузвельта, который, как известно, в дни жесточайшей депрессии США жесткими решительными действиями ликвидировал экономический кризис, тем самым помог выжить народу Америки. В итоге Ф. Рузвельт четырежды избирался главой государства.
Тот факт, что россияне дважды поддержали Путина на президентских выборах, и что до сих пор он пользуется уважением основной части населения, наглядно показывает успех его эффективной работы и политического долголетия. И я думаю, что то, чем располагает сегодня государственный российский геополитический арсенал – исключительно результат личных заслуг Путина.
Да, в 90-е годы политика российского руководства относительно стран Центральной Азии не всегда имела четкие контуры и носила больше ситуационный характер. Поэтому в тактическом исполнении отношения зачастую строились без учета объединяющих нас культурологических, общеобразовательных, научных ценностей. Возможно, это оправдывается тем, что в конце 2000-х годов Россия занималась больше собственными внутренними проблемами, нежели глубоко осмысленной политикой в отношении центрально-азиатских стран. В настоящее время Россия окрепла как государство, и мы надеемся, что политика Кремля в отношениях с центрально-азиатскими странами будет более эффективной и взаимовыгодной.
Путь к евразийской модели
Как не пытались в новое время Бжезинский (США) или Бертран (Германия) отвести России всего лишь роль региональной державы, при Путине она смогла стать крупной геополитической единицей. Я бы отвел России в новых условиях развития роль становящейся евразийской державы. Во-первых, попытки прежнего руководства России стать частью западной цивилизации начиная с распада Варшавского договора, отделения Прибалтики не увенчались успехом. С другой стороны по многим вопросам геополитического и стратегического характера Россия проигрывала из-за слабости экономического состояния. Путинский план по подъему страны в том, чтобы не только обеспечить экономический рост России, но вместе с тем усилить энергетическое влияние на страны Европы и Азии, а также дать толчок развитию высоких технологий и спецотраслей. Особое внимание им было уделено развитию коммуникаций и экономики регионов от Калининграда до Владивостока, реформе и техническому переоснащению армии. К России сегодня относятся как к центру силы и стабильности в смысле сверхдержавы Евразии (вспомним его Мюнхенскую речь). В этом плане, Путин заметно усилил внешнеполитичекую активность, считая данный евразийский пласт сердцевиной мира, поскольку там все мировые игроки решают свои наиглавнейшие проблемы. И для России этот фактор важен в геополитическом, экономическом и ресурсном плане. Очень важно, что новые инициативы России в отношениях с бывшими союзными республиками и партнерами в составе Таможенного Союза, наряду с существующими альянсами ЕврАзЭС, СНГ, ШОС позволяют развивать экономику на постсоветском пространстве и вместе с тем совмещать интересы на пути вступления Российского государства в ВТО. Россия, создав Евразийский пояс на основе Таможенного союза, будет стремиться к созданию евразийского пространства. Это отчетливо понимает Путин, поэтому, внешняя политика правительства России в последние годы носит в отношении стран Центральной Азии более выверенный и конструктивный характер в вопросах экономического сотрудничества, безопасности и миграции.
Еще по теме: Путин и Евразийский союз
Россия и Киргизия: друг познается в беде
Для киргизцев авторитет Путина был заметным после двух революций, произошедших в марте 2005-го и апреле 2010 года. Ибо правительство Путина оказало ощутимую экономическую и политическую поддержку киргизскому народу в трудные дни смены режимов. Другой вопрос – воспользовались ли мы таким большим доверием российского правительства? Ведь Путину пришлось работать с бывшими президентами Киргизии, так и не сумевшими использовать данный им «кредит доверия». История наших революций требует всестороннего изучения и анализа, но одно стало ясным – в Киргизии народ уже не потерпит авторитарности, клановости, коррупции и недальновидности лидеров. Так же стало очевидным, что радикальные методы внедрения демократии в постсоветских республиках требуют глубокого осмысления.
К чести нужно отметить, что новая киргизская власть во главе с президентом Атамбаевым в наши дни делает все возможное, чтобы залатать «дыры и прорехи» прошлых режимов, позиционируя Киргизия как предсказуемого и надежного субъекта международной политики.
Россия и Киргизия исторически интегрированы в вопросах безопасности, борьбы с наркопреступностью, экстремизмом и терроризмом. Нас объединяют общие экономические интересы, миграционные вопросы. Нам, в частности, необходимо усилить сотрудничество с Россией по таким перспективным направлениям, как образование, культура, энергетика, газовая отрасль, промышленность, сельское хозяйство, экология и туризм. Несомненно надо извлечь уроки из опыта недавнего прошлого, когда много проектов и решений оставались на бумаге.
Еще по теме: Киргизия возвращается в объятия Кремля
Из аппаратчика в державники
Тринадцатилетнюю историю путинской власти я бы разделил на три этапа. На мой взгляд, поведенческую линию Путина характеризовали не только ожидания и надежды его народа, внешние константы, но и личностные аспекты. Это отсутствие у Путина опыта в большой политике и не имение собственной команды. То есть молодому Путину пришлось создавать новую элиту, будучи чужим в российской верхушке. Этот этап я бы определил как некий поиск России в новых исторических условиях, в которой Путин совершил переход из узкого аппаратчика в лидеры нации. Именно в этот период произошли крупные изменения в иерархии российской власти, осмысление основных государственных приоритетов, укрепление экономической мощи, обретение Россией своего голоса в мире.
Во втором этапе Путину удается вернуть России державную риторику, страна начала набирать силу и политический вес. Россия доказывает миру свою устойчивость к новым вызовам времени, высказывает твердую позицию по вопросам размещения ПРО, Афганистана, Ирака, Ирана и ближневосточным проблемам. С Кремлем считаются в Вашингтоне, Брюсселе и в Пекине. Здесь Путин достоин называться крупной политической фигурой на планете, влияющей на ход мировой истории.
И наконец, третий этап правления Путина я бы суммировал как позитивный итог двух первых периодов, поскольку ему пришлось работать в качестве премьер-министра и обеспечивать устойчивость российской экономики к мировому финансовому кризису. Я считаю, что созданный тандем в виде дуумвирата Медведева и Путина, их согласованная по многим параметрам партнерская работа, во многом определили успехи России на международной арене. Сегодня с Россией согласуются фактически все мировые вопросы, к ней пришло утраченное уважение. Критики Путина часто говорят еще о высоком уровне коррупции, нарушениях прав граждан России, об его авторитаризме, приватизации власти. Да, многим на Западе не нравится усиление России, пути российских реформ направленные на поднятие экономики, укрепление обороноспособности, а также голос Кремля во внешней политике. Но надо признать, что повышение уровня жизни граждан, свобода слова в России - это достижения реформ. И в то же время надо отдать дань уважения Путину: он за мощную единую Россию и знает, что внедрение демократии шоковым методом грозит развалом государства. Путин пришел во власть фактически тогда, когда основные приватизационные процессы завершились и образовались олигархические структуры. Время показало, что им нужна такая демократия, при которой можно купить голоса, должности. Такую демократию Владимир Владимирович не приемлет.
Еще по теме: Давайте сыграем так - демократия против диктатуры
В этом плане почти программной следует понимать статью Путина «Демократия и качество государства». В ней изложен его взгляд по устойчивому развитию страны, развитию демократии, местного самоуправления, федерализма и судебной системы, конкурентоспособности России и борьбе с коррупцией. Там обозначены подходы по дальнейшему обновлению России.
Послесловие
4 марта российский народ выберет своего президента. В Киргизии тоже переживают за благополучный исход этих выборов, поскольку нам нужна стабильная, прогрессивная Россия. Я убежден в том, что симпатии России окажутся на стороне человека, который в нынешних условиях является единственным гарантом целостности страны и оплотом новых побед великого российского народа.
А. Муралиев - экс-премьер-министр КР