Что произойдет, если в воздушное пространство Балтии вторгнется какой-нибудь российский самолет? Недавний инцидент в приграничье Турции закончился тем, что российский бомбардировщик Су-24 был сбит, на что Москва отреагировала очень резко. У нас, по всей вероятности, ситуацию попытаются урегулировать сопровождением нарушителя за границы воздушного пространства Балтии.

Задания получают из командного центра в Германии

В данное время небо над Балтией охраняют как самолеты Военно-воздушных сил Венгрии в Шауляе, так и дислоцированные на базе Эмари в Эстонии немецкие истребители. На прошлой неделе корреспондент LA посетил авиабазу в Шауляе и расспросил там о возможной реакции на российские самолеты руководителя венгерской миссии лейтенант-полковника Тамаша Фекете. «Мы должны перехватить чужие самолеты, произвести визуальную идентификацию и лететь в «теневой позиции». У нас нет права применять оружие, мы можем делать это только для самообороны. Наша задача – сопровождение чужих самолетов за пределы воздушного пространства Балтии. Все указания мы получаем из командного центра в Германии», — пояснил Фекете. Он отметил, что миссия проходит относительно спокойно. С 1 сентября венгерским пилотам пришлось подниматься в воздух на перехват российских самолетов, пролетавших вблизи границ государств Балтии, всего 15 раз. Выполнявшим миссию до сентября самолетам ВВС Норвегии в среднем приходилось взлетать по шесть раз в день, чтобы реагировать на различные инциденты. У венгров таких ситуаций было шесть в месяц.

В прошлом году самолеты Вооруженных сил России приближались к границам Латвии 200 раз, а российские военные корабли – 50 раз. Особо «горячим» было патрулирование воздушного пространства Балтии летом прошлого года, когда в течение восьми недель самолеты НАТО выполнили в небе Балтии 50 боевых полетов с целью перехвата возможных нарушителей. Такую активность российских Вооруженных сил аналитики увязывали с частыми маневрами и ситуацией на Украине. Нынешним летом министр обороны Латвии Раймондс Бергманис сказал в интервью LA: «Мы наблюдаем, какие российские самолеты пролетают мило наших границ, этим занимаются также наши союзники, которые патрулируют воздушное пространство стран Балтии. Фиксируются различные самолеты – разведывательные, стратегические бомбардировщики и истребители. В свое время российским пилотам не было свойственно летать в выключенными ответчиками, но теперь это происходит, что создает угрозу, в том числе и гражданской авиации».

Сейчас Россию интересует Сирия


Четыре венгерских истребителя JAS Gripen-39 выполняют патрулирование воздушного пространства Балтии с базы «Жокняй» в Шауляе (Литва). Из беседы с представителями ВВС Венгрии можно сделать вывод, что интерес России к воздушному пространству государств Балтии снизился. Возможно, нет ресурсов, чтобы «дразнить» балтийцев и НАТО, потому что сейчас Россия использует свои ВВС в боевых действиях в Сирии. Командир контингента миссии лейтенант-полковник Тамаш Фекете высказал свое предположение: «Мое личное мнение – такая ситуация сложилась из-за сирийского конфликта». На вопрос о том, не стали ли страны Балтии «скучными» для России в связи с участием в сирийской кампании, Фекете ответил: «Возможно, это так». Российские самолеты в основном перемещаются над международными водами и только в редких случаях немного залетают в воздушное пространство Балтии. Командир миссии рассказал, что только два раза перехватывались российские истребители, которые летели без вооружения, а в остальных случаях вылет на перехват был связан с приближением транспортных и грузовых самолетов. Бывают разные ситуации – иногда российские самолеты летят с выключенными опознавательными приборами, но действия российских пилотов не агрессивные. Сообщения о приближении российских летательных аппаратов к воздушному пространству Балтии поступают с командного пункта в Германии и с военного радара в Карнелаве в Литве. Обычно российские самолеты следуют из Калининграда в Санкт-Петербург и в обратном направлении. ВВС НАТО приходится «стоять в очереди» на перехват военных самолетов России, потому что зачастую раньше них это успевают делать пилоты стран-партнеров альянса – Швеции и Финляндии.

В небе Венгрии спокойнее


ВВС Венгрии выполняют патрулирование воздушного пространства своей страны и Словении, но эта миссия спокойнее, чем в Балтии, поскольку не приходится вылетать на перехват российских воздушных судов. Там больше работы не с военными, а с заблудившимися пассажирскими самолетами. Фекете признал, что, охраняя воздушное пространство Балтии, он и остальные пилоты приобретают бесценный опыт.

На базе в Шауляе находится четыре произведенных в Швеции самолета JAS Gripen-39, максимальная скорость которых достигает 2204 километров в час, что в два раза превышает скорость звука. Два этих самолета пребывают в готовности для перехватов и учебных полетов, а два — стоят в ангарах в резерве. В общей сложности на время миссии в Шауляе размещен венгерский военный контингент в составе более 80 человек. Патрулирование воздушного пространства Балтии ведется также с базы Эмари в Эстонии, где сейчас расположены самолеты ВВС Германии Eurofighter Typhoon. Венгерские истребители больше заботятся о воздушном пространстве Латвии и Литвы, но бывают случаи, когда задачи миссии нужно выполнять в Эстонии, и это уже ответственность немецких пилотов.

ВВС НАТО патрулируют воздушное пространство Балтии с момента вступления Латвии в НАТО весной 2004 года. За это время в миссии участвовали военные самолеты Бельгии, Канады, Чехии, Дании, Италии, Германии, Соединенного Королевства, Венгрии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Испании, Турции и США.