После распада Советского Союза Россия на протяжении нескольких десятилетий пыталась возродить свою кораблестроительную отрасль, и вот теперь у нее появились новые и очень важные возможности. Уже в 2019 году Москва сможет строить на своих предприятиях авианосцы и десантные вертолетоносцы.

В настоящее время у Москвы всего один авианосец — «Адмирал Кузнецов», у которого обычная силовая установка. Этот корабль был построен на Украине на судостроительном заводе в Николаеве. После распада Советского Союза в 1991 году Россия уже не могла использовать это предприятие, где были построены все советские авианосцы. Таким образом, ей пришлось создавать собственную базу по производству авианосцев на своей территории.

«Мы будем готовы начать строительство вертолетоносцев и авианосцев, — заявил недавно телеканалу „Россия 24“ президент российской „Объединенной судостроительной корпорации“ Алексей Рахманов. — Если говорить о технических возможностях по строительству авианосцев, то мы надеемся получить их к началу 2019 года, если будут завершены работы по модернизации».

Рахманов не сообщил, где Россия будет строить свои новые корабли, но скорее всего авианосцы нового поколения будут закладываться в Северодвинске на верфях «Севмаша». «Севмаш» это единственное в России кораблестроительное предприятие, обладающее свежим опытом строительства авианосцев, поскольку именно там велись работы по переделке и модификации авианосца «Адмирал Горшков», который сегодня входит в боевой состав индийских ВМС под названием «Викрамадитья».

Ранее СМИ сообщали о том, что Россия ведет подготовку к строительству своего первого в постсоветскую эпоху авианосца, которое начнется не ранее 2025 года. Строительство такого крупного боевого корабля займет приблизительно 10 лет.

Хотя до закладки нового российского авианосца остается примерно десятилетие, Крыловский государственный научно-исследовательский центр и Невское проектно-конструкторское бюро в прошлом году уже продемонстрировали модель перспективного авианосца водоизмещением 100 тысяч тонн. Этот массивный боевой корабль с ядерной силовой установкой, получивший название проект 23000E «Шторм», сможет разместить у себя на борту 90 самолетов и вертолетов. По оптимистическим прогнозам, строительство обойдется в 5,6 миллиарда долларов — хотя велика вероятность того, что цена вырастет в два и более раза.

Между тем Россия уже начала подготовительные работы к строительству нового авианосца. Москва приступила к разработке электромагнитной катапульты, похожей на те, что используются на новых американских авианосцах класса «Джеральд Форд» (CVN-78). Вероятно, российский прототип электромагнитной катапульты проходит испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) в подмосковном Жуковском.

Тем временем элементы ядерной силовой установки будут проходить испытания на борту перспективных эсминцев УРО типа «Лидер» водоизмещением 18 тысяч тонн. Но несмотря на крупные размеры этих эсминцев, их силовая установка вряд ли будет достаточно мощной для того, чтобы использоваться на авианосце.

Россия также надеется строить новые десантные вертолетоносцы, которые должны будут занять место двух «Мистралей» французской постройки, которые были заказаны, но не поставлены, из-за чего Москве придется заниматься строительством самостоятельно. Непонятно, когда Россия осуществит этот проект, и будет ли он вообще, однако имеющаяся информация указывает на то, что Москва заинтересована в получении корабля, способного разместить десяток вертолетов и 450 морских пехотинцев. Если верить прежним заявлениям российского Министерства обороны, водоизмещение у этих кораблей составит примерно 16 тысяч тонн.

Дейв Маджумдар — редактор The National Interest по военным вопросам.