Как сообщают российские официальные лица, новый бомбардировщик вряд ли поднимется в небо раньше 2021 года. До этого предполагалось, что самолет совершит свой первый полет в 2019 году. «Работы по ПАК ДА также идут, и темпы нас устраивают — сообщил журналистам государственной службы новостей „Спутник“ главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев. — Задача стоит поднять в небо опытный образец в 2021 году, но если все пойдет, как сейчас, то он взлетит и раньше».

Однако 2021 год означает отсрочку в три года. «В 2019 году первый полет должен выполнить, в 2023 году — завершение госиспытаний и поставки в войска», — заявил Бондарев журналистам агентства РИА Новости в мае 2014 года. Согласно прежнему плану, бомбардировщик должен быть введен в эксплуатацию в 2025 году. Однако тот график работ в любом случае был оптимистичным. С учетом того, что первый вылет отложен, скорее всего, график и остальных работ по программе ПАК ДА будет также изменен — как рабочие испытания, так и поступление в войска будут отложены на несколько лет.

О перспективном комплексе дальней авиации ПАК ДА известно немного. Предполагается, что он будет представлять собой дозвуковой летательный аппарат, выполненный в рамках концепции «летающее крыло», приблизительно похожий на тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик Нортроп B-2 «Спирит» (Northrop Grumman B-2 Spirit), разработанный компанией Northrop Grumman, и ударный дальний бомбардировщик проекта LRS-B, который должен поступить на вооружение ВВС США. «Летающее крыло» позволяет обеспечить пониженную заметность — в частности, для длинноволновых радаров, работающих в диапазонах УВЧ и ОВЧ — но его производство по-прежнему может быть проблематичным. По всей видимости, ПАК ДА будет оснащен передовым бортовым радиоэлектронным оборудованием — в том числе современным радаром, системой связи и средствами радиоэлектронной борьбы. Что же касается двигателей ПАК ДА, разработкой которых занимается самарская двигателестроительная фирма «Кузнецов», они будут созданы на базе турбореактивного двухконтурного двигателя НК-32, установленного на российском стратегическом бомбардировщике Ту-160.

По размерам ПАК ДА будет довольно большим. Его максимальная взлетная масса предположительно составит 110 тонн — примерно как у Боинга-757. Как сообщает издание Russia&India Report, по техническим условиям российских ВВС дальность действия бомбардировщика составит 12500 километров, масса полезной нагрузки — 30 тонн. Но проверить эти цифры самостоятельно невозможно.

ПАК ДА будет отличаться от прежних российских и советских бомбардировщиков, в которых для доставки боевого снаряжения основное внимание уделялось сочетанию скорости и крылатых ракет большой дальности. ПАК ДА является первым российским бомбардировщиком, оптимизированным под технологию малой заметности (стелс). Однако, судя по более ранним заявлениям представителей министерства обороны РФ, ПАК ДА будет использоваться в качестве пусковой платформы для крылатых ракет большой дальности с ядерными и обычными боеголовками, а также носителя высокоточных управляемых боеприпасов. И если заявления российских чиновников остаются в силе, со временем эти самолеты можно будет оснащать гиперзвуковыми ракетами.

В перспективе ПАК ДА заменят существующий парк самолетов советских времен — ТУ-22М (по кодификации НАТО Backfire — «Ответный Огонь»), Ту-95 (по кодификации НАТО Bear — «Медведь») и Ту-160 (по кодификации НАТО Blackjack — «Блэкджек»). У русских есть технические возможности для разработки и создания ПАК ДА, однако как именно Москва будет финансировать масштабную программу в период экономических затруднений, остается под вопросом.