В минувший четверг генерал-майор Яир Голан (גולן יאיר), заместитель начальника генштаба Армии обороны Израиля, допустил профессиональную оплошность. Голана пригласили в качестве армейского представителя на академическую конференцию «Современные вызовы перед армией». Но каким-то образом обычная лекция о долгосрочной программе ЦАХАЛа превратилась в совершенно недипломатические высказывания о том, как США применяют силу на Ближнем Востоке, о качестве американской армии, о российских и израильских общих интересах в регионе и о характере турецкого режима.
Конференция, организованная Центром Бегина-Садата при Университете Бар-Илана, проходила так же, как и многие другие подобные мероприятия. Это нудные и скучные лекции, и выступавшие стремились показать аудитории, большинство которой составляли люди, чьи дети и внуки служат в армии, как ЦАХАЛ должен справляться со стоящими перед ним проблемами в эти безумные для региона времена и в новых условиях. Яир Голан подготовил обычную получасовую лекцию о долгосрочной программе армии, за реализацию которой он отвечает. Генерал подробно описал цели начальника генштаба Гади Айзенкота (אייזנקוט גדי) в связи с этой программой, и представил часть запланированных изменений.
Генерал Голан выступал в последний день конференции. Он закончил лекцию, и некоторые слушатели уже направились к выходу из зала. В этот момент генерал решил, что у него есть еще несколько минут, чтобы ответить на вопросы. С этого и начались проблемы. Он показал, что готов говорить именно то, что думает, невзирая на вероятные взрывоопасные последствия.
Администрация Барака Обамы уже несколько лет пытается выступить в роли посредника между Израилем и Турцией, чтобы добиться примирения сторон и преодоления кризиса из-за перехвата «Мави Мармара» в 2010 году. В последнее время Анкара каждые несколько недель сообщает, что соглашение скоро будет подписано. Вместе с тем, многие руководители оборонного ведомства, включая министра обороны Моше Яалона (יעלון משה), не выказывают энтузиазма в связи с этим прогрессом и не слишком надеются на реальное подписание компромиссного соглашения. И все равно неясно, по какой причине заместитель начальника генштаба решил заявить, что считает Турцию «крайне проблематичной силой», пока «в ней правит партия с сильной исламистской ориентацией и такой конфликтный лидер, как Эрдоган».
Другой вопрос касался возможного превентивного удара против ливанской террористической организации «Хизбалла» с целью уничтожения ее ракетного арсенала до того, как ракеты обрушатся на Израиль. Генерал убедительно объяснил, почему Израиль предпочитает воевать, только если не остается вообще никакого другого выхода. Он напомнил, что на протяжении десятилетий сирийская угроза считалась весьма значительной, а потом она рассеялась сама с собой, так как сирийский режим растратил оружие и силы в гражданской войне.
Давид Вайнберг (ויינברג דוד), представитель Центра Бегина-Садата, спросил о координации действий с Россией. Яир Голан отвечал за этот вопрос после создания механизма вслед за прибытием в Сирию российской авиагруппы. «Нельзя игнорировать присутствие в регионе России», — сказал генерал. Он подчеркнул, что российское присутствие не обязательно негативное. По его словам, российская сторона отлично понимает потребности Израиля, и уровень координации был очень хорошим. Они очень умные люди, отметил генерал, и добавил: «Вопреки образу, сформированному кино и литературой, с ними приятно разговаривать… даже если наши интересы совпадают не во всем, это очень серьезная сила, с которой можно поддерживать качественный профессиональный диалог». «С русскими у нас все хорошо. Я остался доволен», — подытожил генерал.
Генерал Голан говорил очень точно и давал довольно верный анализ. Тем не менее, его выступление было проблематичным в том плане, что он не учел последствий из-за освещения его слов в СМИ в ходе мероприятия, открытого для публики (а в наши дни даже закрытое мероприятие с участием гражданских лиц можно считать открытым благодаря технологиям). Разные дружественные и не очень страны наверняка потребуют объяснений. Помимо этого, генерал коснулся тем, от которых людям в форме на публичных конференциях следует держаться подальше.
Не в первый раз старшие офицеры решают на один вечер побыть в роли политических комментаторов и сказать все, что думают. Голан — офицер честный и прямой. В немногих интервью, которые он давал, генерал предстал человеком с широким кругозором, любителем истории. Полтора года назад премьер-министр Биньямин Нетаньяху хотел назначить его начальником генштаба. Он считается одним из основных кандидатов на должность преемника Айзенкота через три года. Неясно, зачем он решил высказаться. Если бы я был политическим комментатором, то закончил бы эту статью так: генерал Авив Кохави (כוכבי אביב) стал ближе к желаемой должности начальника генштаба.