Утром 22 марта прогремело два взрыва в брюссельском аэропорту в коммуне Завентем. За ними последовал теракт на станции метро «Маальбек» в европейском квартале бельгийской столицы. По предварительным итогам, число погибших составляет 13 в аэропорту и 15 в метро. Причастность смертника подтверждена уже по меньшей мере в случае одного из взрывов в аэропорту.

Угроза висела в воздухе уже не первый месяц. Брюссель находился под сильнейшим давлением и даже был закрыт на несколько дней в ноябре после терактов в Париже. Тогда в столичном регионе был объявлен высший уровень террористической угрозы, а власти рекомендовали жителям избегать «мест большого сосредоточения людей в брюссельском регионе (концерты, крупные мероприятия, вокзалы и аэропорты, общественный транспорт, торговые центры)».

Недавно Брюссель вновь привлек к себе внимание на волне задержания 18 марта в столичной коммуне Моленбек Салаха Абдеслама (Salah Abdeslam), подозреваемого в причастности к организации терактов в Париже 13 ноября. Пока что личность исполнителей нынешних терактов неизвестна, но обстановка почти не оставляет сомнений насчет их заказчиков.

Цель — транспорт

Метод их проведения (одновременные и, по всей видимости, скоординированные взрывы, присутствие по меньшей мере одного смертника, удары по терминалам и транспорту) напоминает кровавые теракты в европейских столицах в 2000-х годах.

После того, как 11 сентября 2001 года террористы угнали четыре самолета и использовали их как снаряды (в США тогда погибли 3 000 человек), кардинальное усиление мер безопасности в самолетах и аэропортах, сделало их куда более труднодоступными для террористов. За этим последовала череда терактов с участием смертников (те пользовались как «поясами шахида», так и заминированными автомобилями) и более легкими целями. В 2004 году в Мадриде в пригородных поездах было установлено 13 бомб. Утром 11 марта десять из них взорвались в четырех составах с интервалом в семь минут. Теракты унесли жизни 191 человека, а ранения получили более 2 000.

7 июля 2005 года в Лондоне четыре смертника подорвали себя в городском транспорте: 56 человек (в том числе и четверо террористов) погибли, а сотни других были ранены. Три из четырех взрывов произошли на протяжение менее минуты, с 8:50 по 8:51, подтвердив, что одновременность ударов и выбор транспорта в качестве цели являются визитной карточкой исламского терроризма в Европе. Две недели спустя, 21 июля была предотвращена попытка повторить теракты уже в лондонском метро.

В июле 2007 года двое террористов взорвали джип у международного аэропорта Глазго, в результате чего был ранен прохожий.

Теракты 22 марта 2016 года произошли утром в час пик: в аэропорту готовилось к вылету множество рейсов, а взрыв в метро прогремел в 9:11.

Теракты во Франции

Франции прекрасно известно, что такое теракты в общественном транспорте: в 1990-х годах страна столкнулась с целой волной акций алжирских исламистов. Два теракта затронули и парижский регион: на станции Сен-Мишель-Нотр-Дам в июле 1995 года (восемь погибших, более ста раненных) и в поезде в октябре того же года (несколько десятков человек пострадали, но обошлось без погибших). В декабре 1996 года произошел взрыв на станции Пор-Руайяль: четверо погибших и более 90 раненных.

В то же время последний теракт во французском аэропорту произошел в 1983 году: взрыв в Орли унес восемь жизней, а 54 человека получили ранения. Все случилось у представительства авиакомпании Turkish Airlines (двое из погибших были турками). Ответственность за теракт взяла на себя Армянская секретная армия освобождения Армении. В том же году в здании марсельского вокзала Сен-Шарль произошел взрыв (погибли два человека), а практически параллельно с этим сработало взрывное устройство в скоростном поезде Марсель-Париж. Не забыли во Франции и о захвате в заложники пассажиров рейса 8969 Air France, летевших из Алжира в Париж. В аэропорту Марселя, куда самолет должен был сесть для дозаправки, был проведен штурм, в результате чего четверо террористов были ликвидированы. Однако до этого они успели убить троих пассажиров.