Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-329 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» готова впервые выйти в море на боевую учебу.

В июне 2014 года К-329 вошла в состав флота, а недавно завершилась ее опытная эксплуатация. До этого с сентября 2011 года субмарина проходила заводские ходовые испытания.

«Завершена опытная эксплуатация АПЛ „Северодвинск“, и подводная лодка готова к решению задач по предназначению, — сказал информационному агентству ТАСС начальник пресс-службы Северного флота Вадим Серга. — В настоящее время экипаж „Северодвинска“ завершает комплекс мероприятий, предшествующих вводу в состав сил постоянной готовности, и готовится к выходу в море на плановые мероприятия боевой подготовки».

Лодка «Северодвинск» и более современные корабли аналогичного типа проекта 885М обладают хорошими характеристиками. «Мы столкнемся с серьезным противником. Достаточно взглянуть на „Северодвинск“, являющийся российским вариантом ПЛАРК (атомная подводная лодка с крылатыми ракетами). Корабль произвел на меня такое впечатление, что я заказал модель этой подводной лодки на основе несекретных данных, — заявил в 2014 году на симпозиуме организации Naval Submarine League (Военно-морская подводная лига) руководитель программ из командования военно-морских систем контр-адмирал Дейв Джонсон (Dave Johnson). — Подводные силы остальных стран мира никогда не стоят на месте».

На «Северодвинске» использованы многие технологии автоматизации, разрабатывавшиеся в Советском Союзе в 1970-е и 1980-е годы при строительстве лодок проекта 705 «Лира» (в НАТО эта лодка получила кодовое название Alfa). Подводные лодки этого типа строились с титановым корпусом и работали на реакторе с жидкометаллическим теплоносителем. Это были самые быстрые и самые глубоководные действующие подводные лодки в мире (за исключением лодки советского проекта 661 «Анчар», построенной в единственном экземпляре). Лодка «Северодвинск» подводным водоизмещением 13 800 тонн и длиной 120 метров является высокоавтоматизированным кораблем, экипаж которого составляет всего 90 человек (из них 32 офицера).

В справочнике Военно-морского института США Combat Fleets of the World приводятся данные некоторых источников, согласно которым «Северодвинск» может развивать максимальную скорость 35-40 узлов. Эта лодка намного тише прежних российских субмарин, и ее максимальная «неслышная» скорость составляет около 20 узлов. Как и в большинстве новых проектов АПЛ, реактор «Северодвинска» рассчитан на весь срок эксплуатации подводной лодки.

По данным управления военно-морской разведки, хотя новая российская лодка тише, чем усовершенствованные субмарины типа «Лос-Анджелес», она не такая малозаметная, как подлодки класса «Сивулф» или «Вирджиния». Однако русские всегда лишь ненамного отставали от США в технологиях снижения шумности, о чем свидетельствуют военно-морские источники.

В отличие от большинства советских проектов, на лодках проекта «Ясень» не применяется двойной корпус. Вместо него в герметичном корпусе используется гибридная конструкция меньшего веса, о чем говорят российские СМИ. Еще одной уникальной характеристикой российской лодки является то, что она оснащена новым гидроакустическим комплексом «Иртыш» с носовой сферической антенной «Амфора». В результате этого торпедные аппараты «Северодвинска» размещаются в средней части корабля, как и на американских подводных лодках. Всего у «Северодвинска» восемь торпедных аппаратов: четыре 650-миллиметровых и четыре 533-миллиметровых. В справочнике Combat Fleets of the World отмечается, что лодка проекта «Ясень» может нести на борту до 30 торпед.

Но русские хорошо понимают, что время не стояло на месте с 1993 года, когда был заложен «Северодвинск». По данным российских государственных СМИ, военно-морской флот России в 2016 году получит новую подводную лодку «Казань», которая строится по модернизированному проекту 885М «Ясень». В новой лодке немало усовершенствований по сравнению с «Северодвинском». Ожидается, что у «Казани» будет модернизированный гидроакустический комплекс и более совершенные системы вооружений по сравнению с «Северодвинском». Российский ВМФ надеется закупить как минимум восемь ударных подводных лодок типа «Ясень». На сегодня размещены заказы на четыре лодки, и третья субмарина этого проекта под названием «Новосибирск» была заложена в июле 2013 года.


Хотя проект 885М производит большое впечатление, и лодка обладает отличными характеристиками, она не может составить конкуренцию последним американским субмаринам типа «Вирджиния» в плане акустики и приборов обнаружения. Если говорить о характеристиках, то у «Северодвинска» и аналогичных лодок они в большей степени схожи с тремя ударными субмаринами ВМС США типа «Сивулф», а эти лодки, по данным военно-морских источников, предназначены конкретно для борьбы с советскими подводными кораблями последних советских поколений, таких как проект 941 «Акула» (Typhoon по кодификации НАТО), проект 971 «Щука-Б» (как ни странно, натовское обозначение этой лодки — Akula) и проект 945 «Барракуда» (для НАТО это Sierra).

Подводные лодки типа «Ясень» — высокоскоростные, хорошо вооруженные и имеют большую глубину погружения. Соединенным Штатам нужно больше субмарин типа «Сивулф» для борьбы с ними. Лодки класса «Вирджиния» не обладают такими, как «Сивулф», характеристиками по глубине погружения и по скорости в открытом море, но их будет достаточно для того, чтобы справиться с небольшим количеством лодок проекта 885М, которые строятся в России.


Между тем, русские работают над проектом подводной лодки следующего поколения, которая придет на замену проекту 949А «Антей» (по кодификации НАТО — Oscar-II) и проекту 945. Ее строительство может начаться в 2020-е годы, если восстановится российская экономика.

Дейв Маджумдар — редактор National Interest по военным вопросам.