Новое поколение российских и китайских ракет большой дальности класса «воздух-воздух» может создать угрозу важнейшим узлам сети управления действиями авиации США. Среди этих узлов — система дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения АВАКС, различные самолеты разведки и наблюдения, самолеты-заправщики и авиационные средства радиоэлектронного подавления.
Такое оружие перехвата воздушных целей, на которое эксперты не обращают особого внимания при анализе российских и китайских систем воспрещения доступа/блокирования зоны (A2/AD), отдавая предпочтение противокорабельным ракетам и ракетам «земля-воздух», при его установке на правильном истребителе может ослабить возможности США по проведению продолжительных воздушных операций на азиатско-тихоокеанском и европейском театрах военных действий. Исключительно важный момент заключается в том, что российские и/или китайские военные могут установить ракеты большой дальности «воздух-воздух» на таких самолетах как МиГ-31, Т-50 ПАК-ФА и J-20 для нанесения ударов по американским машинам АВАКС, авиации воздушной разведки и наблюдения, а также самолетам-заправщикам, таким как KC-135 и поступающим на вооружение KC-46 Pegasus. Неуклюжие самолеты-заправщики могут стать ахиллесовой пятой американских ВВС, особенно на просторах Тихого океана, где мало аэродромов, а расстояния между ними велики. Пекин вполне может воспользоваться этим слабым местом. Особого внимания заслуживают три программы разработки ракет «воздух-воздух» большой дальности: российские ракеты Р-37М (РВВ-БД) КБ «Вымпел», КС-172 (она же К-100) ОКБ «Новатор» и китайская PL-15.
Новая российская авиационная ракета большой дальности Р-37М (РВВ-БД) класса «воздух-воздух» уже пригодна для эксплуатации на борту самолетов Миг-31БМ. Со временем ею начнут вооружать Су-35С и самолет-невидимку Т-50 ПАК-ФА. Недавно прозвучали заявления о том, что РВВ-БД (AA-13 Arrow по классификации НАТО) успешно осуществила перехват целей на дальности более 160 морских миль (около 300 км).
«Усовершенствованная ракета Р-37М (РВВ-БД, изделие 610М) находится в серийном производстве с 2014 года, и сейчас она очевидно уже поступает в войска, где ее используют на борту модернизированных перехватчиков МиГ-31БМ, — рассказал исследователь Михаил Барабанов, работающий главным редактором издания Moscow Defense Brief, которое публикует московский Центр анализа стратегий и технологий. — Ракету РВВ-БД также планируется использовать на самолетах Т-50».
Первоначальный вариант ракеты Р-37 был разработан в Советском Союзе для нанесения ударов по важным боевым средствам натовской авиации, таким как самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-3 Sentry, самолет боевого управления и целеуказания E-8 JSTARS и самолет-разведчик RC-135V/W Rivet Joint. Замысел состоял в следующем: использовать высокоскоростной истребитель типа МиГ-31, который развивает скорость М=2,35 при радиусе 390 морских миль (720 км) и несет немалую боевую ракетную нагрузку, для доставки новой ракеты к цели и уничтожения этих боевых средств. Такой самолет как МиГ-31 (или сверхзвуковой самолет-невидимка ПАК-ФА) идеально подходит для выполнения этой задачи, потому что из-за высокой скорости и высоты полета его трудно перехватить.
«Р-37 — это специализированная ракета, предназначенная для уничтожения авиационных средств разведки, сбора информации и наблюдения, которая была разработана и испытана в 1990-е годы, — сказал ученый-исследователь Майк Кофман (Mike Kofman), работающий в Центре военно-морского анализа и специализирующийся на российской военной тематике. — Она предназначалась для установки только на МиГ-31. Была еще одна последующая версия, созданная ОКБ „Новатор“ — КС-172, которую сегодня часто называют К-100».
После распада Советского Союза в 1991 году российская военная промышленность продолжила работу над Р-37, но она продвигалась медленно. 90-е годы были очень трудным временем для оборонной отрасли России, поскольку ее финансирование резко сократилось. На самом деле, разработка первоначальной ракеты Р-37 советского периода была отменена, но позже эту работу возобновили — на сей раз, над нынешним ее вариантом РВВ-БД. «Разработка образца Р-37 (изделие 610) была остановлена в 1997 году», — сказал Барабанов.
Р-37М, скорее всего, использует режим инерциального наведения с радиокоррекцией курса, которую осуществляет самолет-ракетоносец, а на конечном участке траектории полета задействуется активное радиолокационное самонаведение. Во время боевых действий самолет типа МиГ-31 устремляется к цели на большой скорости и производит залповый пуск ракет Р-37М. Не исключено, что он может следить за целью, имея на борту мощную РЛС с фазированной антенной решеткой «Заслон-М», и передавать данные на ракету до тех пор, пока не включится ее собственная РЛС. Ракета также может самонаводиться на источник преднамеренных помех, подобно американской AIM-120D AMRAAM, в целях борьбы с самолетами РЭБ, такими как EA-18G Growler компании Boeing.
Советский Союз прекрасно понимал, что одно из основных преимуществ ВВС НАТО и США состоит в их способности проводить скоординированные авиационные кампании с применением таких систем как АВАКС. СССР исследовал целый ряд методов противодействия самолетам ДРЛО, в том числе, ракеты «воздух-воздух» большой дальности с пассивной системой самонаведения. «Насколько я понимаю, тема ракет класса „воздух-воздух“ с пассивным наведением была популярна в Советском Союзе в 1980-е годы, но сегодня она признана бесперспективной».
РВВ-БД это грозное оружие, Но Москва очевидно разрабатывает еще более эффективную ракету КС-172 на базе конструкторского бюро «Новатор». Иногда эту ракету называют К-100. Считается, что максимальная дальность РВВ-БД составляет менее 200 морских миль (370 км), однако система ОКБ «Новатор» способна поражать цели на удалении 250 морских миль (460 км). «Более 200 морских миль это слишком круто для Р-37М, — отметил Кофман. — Только „Новатор“ делает ракеты для поражения целей на таком удалении. Это нечто подобное КС-172, которая была сконструирована для уничтожения целей на расстоянии более 200 морских миль».
Однако совершенно неясно, когда ракета КС-172 / К-100 будет разработана и поступит в производство, и произойдет ли это вообще. Есть свидетельства, указывающие на то, что проект К-100 долгое время бездействовал, и что он уже никогда не увидит свет. «Что касается К-100, то они хотели получить деньги от Индии на завершение разработки, — сказал Кофман. — Это прекрасная ракета ОКБ „Новатор“, но я сомневаюсь, что она когда-либо будет доведена до состояния эксплуатационной готовности. Такая длинная кочерга не нужна самолетам пятого поколения».
Барабанов даже утверждает, что проект К-100, скорее всего, остановлен. «По поводу ракеты К-100 у меня есть сомнения, что эта программа действует, — сказал он. — Я думаю, эта работа была прекращена уже давно».
Между тем, на другом конце планеты Китай занимается разработкой ракеты PL-15 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, которая может иметь дальность чуть меньше 200 километров. Это оружие вызвало испуг у руководства ВВС США, а командующий военно-воздушными операциями генерал Герберт Карлайл (Herbert Carlisle) по кличке «Ястреб» назвал новую китайскую ракету одной из главных причин, заставивших Америку приступить к разработке ракет нового поколения на смену устаревшим AIM-120 AMRAAM.
«Как нам противостоять этому, и что нам делать для противодействия этой угрозе?» — спросил Карлайл во время выступления в прошлом году в Центре стратегических и международных исследований. Давая позже интервью порталу Flightglobal, Карлайл отметил, что противодействие новой китайской ракете стало «чрезвычайно важным приоритетом для американских ВВС. «Глядя на PL-15 и на ее дальность, мы понимаем, что должны превзойти эту ракету», — сказал генерал.
На самом деле, проблема не только в том, что PL-15 превзойдет AMRAAM по дальности, если будет установлена на борту J-20. С ее помощью китайцы смогут наносить удары по самолетам-заправщикам и самолетам-разведчикам, которые чрезвычайно важны при проведении авиационных кампаний в небе над Тихим океаном. Как отметил в 2008 году на своем брифинге центр RAND, чтобы осуществлять боевые вылеты с Гуама для проведения операций в небе над Тайванем, ВВС США нужно осуществлять 3-4 вылета заправщиков в час для доставки 12 миллионов литров топлива. Это обстоятельство не ускользнуло от внимания китайцев.
О самолете J-20 очень мало конкретной информации, но похоже, он был оптимизирован, чтобы летать на большой скорости, на большие расстояния, быть малозаметным и нести на борту серьезную боевую нагрузку. У этого самолета уменьшена эффективная поверхность рассеяния, он обладает сверхзвуковой скоростью и вооружен ракетами PL-15, размещаемыми во внутренних отсеках. Поэтому вполне возможно, что J-20 способен создавать угрозу самолетам-заправщикам и самолетам-разведчикам ВВС США в небе над Тихим океаном. Как отмечается в исследовании RAND от 2008 года, китайцы при помощи своих вариантов самолета Су-27 едва не уничтожили все американские самолеты-заправщики, самолеты-разведчики, а также патрульную авиацию и машины управления во время имитационного моделирования пусков ракет «воздух-воздух» большой дальности.
ВВС США рассматривают вопрос о рассредоточении своих авиационных баз и о разработке логичной и устойчивой системы материально-технического обеспечения этих аскетичных аэродромов, чтобы противостоять китайским силам и средствам воспрещения доступа/блокирования зоны на тихоокеанском театре. Но у ВВС пока нет полностью разработанного плана по защите своей заправочной, разведывательной и патрульной авиации, а также средств управления от воздушного нападения противника. У ВВС есть лишь один ответ на эту проблему: перебросить самолеты на безопасное расстояние за пределы радиуса действия китайских авиационных сил и средств. Но в этом случае уменьшится эффективная дальность действия тактических истребителей ВВС США, и они лишатся возможности наносить удары в глубине китайской территории.
Таким образом, на основе имеющейся информации можно сделать вывод о том, что работа России и Китая по созданию ракет класса «воздух-воздух» большой дальности и истребителей пятого поколения для их доставки к цели может создать существенные проблемы для Пентагона. И за этими проблемами следует пристально наблюдать в предстоящие годы.
Дейв Маджумдар — редактор National Interest, освещающий военные вопросы.