В минобороны России не исключили, что военное присутствие страны на базах во Вьетнаме и на Кубе может быть восстановлено. В советские времена в кубинском Лурдесе располагался радиоэлектронный центр, а во вьетнамском порту Камрань находилась крупнейшая зарубежная военно-морская база СССР.
«Мы этой работой занимаемся. Мы видим эту проблему», — заявил замминистра обороны России Николай Панков, отвечая на вопрос о возможном возвращении военных подразделений на базы в те страны, где они были во времена СССР.
Глаза в западном полушарии
Радиоэлектронный центр в кубинском Лурдесе — в 250 км от американского побережья — был запущен в 1967 году. Здесь располагались около 3 тыс. советских военных (в 90-х годах контингент сократили до 1,5 тыс. человек).
Мощность расположенной в Лурдесе аппаратуры позволяла СССР вести эффективную радиоразведку. В 1994 году тогдашний министр обороны Кубы Рауль Кастро заявлял, что СССР получает через центр в Лурдесе около 75% своих разведывательных данных о США.
До 1992 года Куба не брала денег за пользование базой. В 1992 году был подписан договор, согласно которому Москва арендовала центр до 2000 года и платила за аренду около 1,5 млрд долларов за весь срок. Еще около 100 млн долларов в год уходило на содержание военных. Расплачивалась Россия преимущественно поставками различных товаров.
В июле 2000 года в США был одобрен законопроект, запрещающий Белому дому реструктурировать российские долги до тех пор, пока не будет демонтирован центр в Лурдесе. Москва пошла на уступки и базу закрыли, а оборудование вывезли (тогда же закрыли базу Камрань во Вьетнаме).
Свою роль сыграла в том числе стоимость аренды — 200 млн долларов ежегодно в 1996-2000 годах. «На 200 млн долларов мы можем закупить и запустить в космос 20 спутников разведки и связи, а также закупить до 100 радиолокационных станций», — говорил тогдашний начальник Генштаба Анатолий Квашнин.
В 2008 году во время общения с прессой после заседания совета Россия — НАТО президент Владимир Путин вспомнил о том, что Россия закрыла базы на Кубе, во Вьетнаме и вывела войска из Восточной Европы. «И что получили? Базу в Румынии, где мы находимся, базу в Болгарии, позиционный район американской ПРО в Польше, в Чехии», — сказал Путин.
Через несколько лет после этого, по данным «Коммерсанта», Россия начала переговоры с Кубой о возобновлении работы радиоэлектронного центре в Лурдесе. Обсуждение этого вопроса резко активизировалось в начале 2014 года на фоне ухудшения отношений России с Западом из-за ситуации на Украине.
В феврале того же года министр обороны Сергей Шойгу, отвечая на вопрос, не планируется ли увеличить количество военных баз в мире, сообщил, что такие переговоры ведутся с Вьетнамом и Кубой.
В середине июня 2014 года Путин приехал на Кубу и договоренности о возобновлении работы центра были финализированы, писала газета. Во время этого же визита было объявлено, что Москва списала Гаване 90% долга, который к тому моменту составлял 32 млрд долларов.
Впоследствии Путин опроверг, что Россия собирается возобновлять работу радиоэлектронного центра на Кубе. «Россия способна решать задачи в сфере обороноспособности без этого компонента», — заявил он в июле 2014 года.
Если решение о восстановлении российское военной базе на острове будет принято и озвучено, это вряд ли кого-то удивит.
Несмотря на то что США сняли санкции в отношении Кубы, отношения между странами продолжают оставаться натянутыми. Многие до сих пор воспринимают США как потенциальную угрозу.
При этом и отношения с Россией трудно назвать радужными. После кубинского кризиса 1962 года Куба стала относится к своему восточному партнеру с некоторым недоверием. Ведь тогда многие посчитали, что СССР бросил союзника в трудный момент.
Что касается базы Лурдес, то на ее месте сейчас располагается университет. Там обучаются будущие специалисты по электронным технологиям и вычислительной технике — около 1000 человек. Какие-то здания базы были переоборудованы в учебные корпуса, а что-то полностью перестроили.
Чтобы возобновить работу центра в Лурдесе, потребуются серьезные вложения, так как оборудование было полностью демонтировано. «Я думаю, в финансовом плане это реализовать возможно, но не мгновенно», — говорит главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
Сейчас по радиоэфиру идет меньше 10% трафика, информация передается в основном по оптиковолоконному кабелю, отмечает главный редактор сайта agentura. ru Андрей Солдатов. «Поэтому держать дорогой огромный центр, который будет перехватывать информацию [передаваемую по радиоволнам], довольно странно», — говорит он.
«Открытого радиообмена у них [США] сейчас намного меньше, чем 20 лет назад», — соглашается главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Он считает, что центр в Лурдесе нужен, но, скорее всего, он будет построен с поправкой на изменения, которые произошли в военных средствах связи за последние годы.
Глубокая вода в Азии
В 1979 году СССР получил в безвозмездную аренду на 25 лет вьетнамский порт Камрань, где до падения Сайгона располагалась база американских войск. В скором времени здесь была создана крупнейшая зарубежная военная база Советского Союза.
Бухта Камрань считается одной из самых глубоководных и комфортных для стоянки кораблей. Ее окружают два полуострова, которые защищают порт от волн и ветра. Для защиты от противника на близлежащих островах можно разместить артиллерию.
В Камрани постоянно могли находиться до 10 кораблей, до 10 подлодок и до шести других судов. Кроме того, на аэродроме Камрань базировались самолеты-ракетоносцы, разведывательные и транспортные самолеты. Вьетнамская база СССР представляла собой форпост в противостоянии с США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Зачем Шойгу проводит турне по Латинской Америке?
После распада Советского Союза ВМФ России не пользовались услугами базы, и в 2001 году она была закрыта.
«Когда мы оттуда ушли, американцы сразу же попытались заключить договор об аренде бывших советских военно-технических объектов с перспективой адаптации их под военные нужды США», — утверждал участник переговоров по Камрани в 1998 — 2000 годах, генерал-полковник Леонид Ивашов.
Во второй половине 2000-х годов появились первые сообщения о возможном возобновлении работы объекта. В Москве заявляли, что заинтересованы в использовании порта не как полноценной базы, а как пункта материально-технического обеспечения флота.
В феврале 2015 года министр обороны России Сергей Шойгу устроил турне по Латинской Америке. Он побывал в Венесуэле, Никарагуа, на Кубе. В каждой стране он проводил переговоры и подписывал соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве.
В 2013 году Россия и Вьетнам подписали соглашение о создании совместной базы в Камрани для ремонта и обслуживания подлодок. Через год было подписано еще одно соглашение, которое позволяет российским кораблям заходить в Камрань по упрощенной процедуре — достаточно просто уведомить портовые власти о заходе.
В 2014 году в Камрани начали обслуживаться самолеты, которые ВМС России использовали для дозаправки стратегических бомбардировщиков Ту-95. Американские дипломаты просили вьетнамские власти отказать России в использовании базы для этих целей.
Российские бомбардировщики осуществляют «провокационные полеты» в регионе, в том числе рядом с крупной американской базой на острове Гуам, заявлял командующий американскими вооруженными силами в Тихом океане генерал Винсент Брукс.
Виктор Мураховский считает, что возобновление работы полноценной базы в Камрани — вопрос не первостепенной важности, поскольку порт уже используется, и никаких препятствий Вьетнам не строит. Напротив, в мае 2016 года посол Вьетнама в России Нгуен Тхань Шон заявил, что его страна не против возвращения России на базу в Камрани.
«В Камрани даже необязательно держать корабли на постоянной основе, тем более что при всем желании сейчас мы сделать это не сможем — у нас просто не хватает кораблей, — говорил Ивашов. — Но достаточно иметь инфраструктуру или, в конце концов, пользоваться вьетнамской, чтобы обеспечивать там военное присутствие».