Из-за нашей неспособности видеть войну и мир иначе, нежели в черно-белых тонах, мы не замечаем, как в тени Москвы растут угрозы европейской безопасности, пишет Гуннар Хёкмарк из Умеренной коалиционной партии.
С 2004 года Швеция систематически недооценивает ситуацию в России, что и привело к ошибочной оборонной политике. Сниженный военный потенциал сделал нас слабыми перед лицом методов воздействия, типичных для путинского режима. Коалиции и социал-демократам надо усвоить этот урок и восстановить потенциал, снижение которого было ошибкой.
Первый шаг — сделать единовременное ассигнование, чтобы компенсировать потерю материальных ресурсов с 2004 года. Пусть финансирование происходит из расчета по два миллиарда за каждый год с 2004 по 2016, то есть в общей сложности понадобится 25 миллиардов.
Это даст возможность продлить срок службы имеющихся истребителей JAS «Грипен», обеспечить войска двумя новыми подводными лодками, снабдить корветы средствами ПВО, перевести все танки Stridsvagn 122 в режим боевой готовности, передать армии резервные бронетранспортеры и артиллерийские установки Archer без ущерба для деятельности отдельных подразделений.
Адаптация к реальности
Помимо этого, следует увеличить расходы на оборону в рамках нового бюджета, чтобы как можно больше частей были готовы к конфликту в условиях 2016 года и в будущем.
Тень Москвы простирается над Европой шире радиуса конкретных военных угроз. Речь идет о коррупции, кибератаках, дезинформации, монополии на энергетическом рынке, военной агрессии. И эти угрозы затрагивают большую территорию, чем та, на которой прежде размещались вооруженные силы стран Варшавского договора. Цель — подрыв демократических институтов и раскол Европы.
Сегодня Россия ведет кибервойну против всего демократического мира. Следы действий российской разведки отчетливо видны в предвыборной кампании в США, а также в других странах.
Все это сочетается с дезинформацией, фальшивыми письмами, интернет-троллями — от корреспонденции шведского министра обороны до репортажей российских СМИ с Готланда, где военные объекты якобы возникают на месте природного заповедника, или дезинформации министра иностранных дел России о пропавшей в Германии русской девочке.
Угроза Европе
Российская политика воздействия развивается в теневой зоне между разведкой, частными компаниями и криминальными кругами. Там же растет и коррупция, которая также угрожает Европе.
Государство использует российские компании для того, чтобы распространять коррупцию и оказывать влияние на партнеров. «Национальный фронт» Марин Ле Пен (Marine Le Pen) брал кредит в российском банке. СМИ России раздувают нетерпимость к беженцам и гомосексуалистам. В Швеции российскому агенту удалось купить себе недвижимость за полцены. «Газпром» и «Северный поток-2» — звенья той же самой цепи. «Газпрому» принадлежат компании практически во всех уголках Евросоюза, а также на Балканах. Концерн стремится доминировать на европейском рынке.
Дело Магнитского — иллюстрация того, как преступность процветает на фоне коррупции в государственной сфере. Государственные чиновники грабили иностранную компанию, и она постепенно перешла во владение людей, близких к российскому режиму. Нанятый адвокат Сергей Магнитский попал в тюрьму, где подвергался пыткам и был убит после того, как против него выдвинули обвинение в хищении средств компании. Подобные структуры угрожают и открытой экономике Европы.
Напоминание об опасности
В той же тени растет риск вооруженного насилия. Масштабные учения по отработке атак призваны напомнить об опасности. На примере Грузии и Украины мы видим, что за политической дестабилизацией могут следовать вооруженные удары. Беззаконие, контроль средств массовой информации, коррупцию Россия использует как средства достижения цели — разделения Европы.
Мы должны обладать достаточным военным потенциалом, чтобы противостоять угрозам и отвечать на военные выпады, предпринимаемые с целью вызвать чувство беспомощности. Чтобы быть сильными, мы должны взаимодействовать с другими странами. Надо поддерживать единство ЕС и укреплять НАТО. Ответ на угрозы — это наша открытость и однозначность реакций, а также оборонная политика, способная дать отпор тому, кто сейчас воюет против Швеции и прочих европейских демократий.
Гуннар Хёкмарк — глава делегации Умеренной коалиционной партии Швеции в Европейском парламенте.