Армии Башара Асада удалось отвоевать несколько удерживаемых мятежниками кварталов. Взятие Алеппо стало бы большой символической и политической победой для Дамаска.
Армия Башара Асада начала наступление и отвоевывает территорию на востоке Алеппо, второго по величине города Сирии, который до настоящего времени был очагом упорного сопротивления режиму.
28 ноября войска собирались взять под контроль районы Сахур, Хайдарийе и Шейх Ходр, куда им открыл путь отвоеванный 26 ноября большой жилой квартал Масакен Ханано. Это наступление должно разделить Восточный Алеппо на части, чтобы тем самым еще больше ослабить повстанцев.
Более 225 жертв среди мирного населения
Восточная часть города (в октябре в ООН назвали ее «осажденной»), где все еще живут более 250 000 человек без водоснабжения и электричества, подвергается с 15 ноября методичным обстрелам. Удары Дамаска при поддержке России привели к гибели 225 мирных жителей, в том числе 27 детей.
Такая невиданная по масштабам агрессия повлекла за собой бегство более 10 тысяч жителей на выходных. Первый случай подобного рода с начала боев в 2012 году. Почти шесть тысяч из них укрылись поселении Шейх Максуд, которое контролируют курды (мятежники обвиняют их в сотрудничестве с Дамаском). Оставшиеся четыре тысячи направились в подконтрольные правительству зоны.
Значимость (пусть и ослабшая из-за войны) Алеппо в демографическом и экономическом плане означает, что взятие его восточной части стало бы символической победой для Дамаска. «Кроме того, оно стало бы тяжелым политическим ударом для мятежников, — отмечает замдиректора Института международных и стратегических исследований Дидье Бийон. — Больше не было бы оппозиции, которая могла бы собраться за одним столом и вести диалог. Остались бы только джихадисты. Именно это объясняет остервенение Башара Асада».
Выжидательная позиция
На востоке Алеппо сирийская армия ведет борьбу с повстанческими группами и джихадистами, присутствие которых служит режиму оправданием для усиления ударов. Если Алеппо падет, мятежники будут зажаты в последних очагах сопротивления в Даръа, Идлибе и в окрестностях Дамаска.
Обстановка на международной арене, где все сейчас заняли выжидательную позицию до вступления в должность нового президента США Дональда Трампа, играет на руку режиму. «Международное сообщество молчит, что является печальным результатом соотношения сил, которое прекрасно понимают Башар Асад и Владимир Путин», — продолжает Дидье Бийон.
Как бы то ни было, для некоторых наблюдателей стратегия силового подавления мятежников не стала сюрпризом. Как напоминает Мириам Бенраад из Института исследований арабского и мусульманского мира, «еще в 2011 году Башар Асад заявил, что готов на все, чтобы отвоевать территорию».