Российский многоцелевой истребитель Су-33 потерпел крушение при заходе на посадку на авианосец «Адмирал Кузнецов». Как сообщило министерство обороны России, пилот смог катапультироваться и был подобран спасательным вертолетом. В ведомстве заявили, что авария произошла из-за обрыва троса, который помогает самолету затормозить на палубе. В результате, Су-33 выкатился за пределы палубы. За недолгое время пребывания у сирийского берега «Кузнецов» потерял уже два самолета.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя инцидент сказал: «Это очень напряженная, сложная и героическая работа. Речь идет в первую очередь о том, что пилот остался жив». В середине ноября потерпел аварию российский истребитель Миг-29, также входивший в авиагруппу «Адмирала Кузнецова». Самолет упал в воду недалеко от авианосца. Пилот был спасен. Официальной причиной аварии был назван отказ двигателей. По неофициальной — причиной стали все те же тормозные тросы: «Миг» кружил в районе авианосца, пока на палубе пытались починить трос, порванный предыдущим заходившим на посадку самолетом. Ремонт задержался, в результате чего истребителю просто не хватило топлива и он упал в море.
Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» в составе корабельной группы ВМФ России находится в Средиземном море. 15 ноября базирующиеся на нем боевые самолеты начали наносить удары по целям в Сирии.
Военный аналитик Павел Фельгенгауэр, комментируя потерю второго российского боевого самолета с авианосца «Адмирал Кузнецов», обращает особое внимание на саму бессмысленность его миссии у берегов Сирии. Эксперт уверен, что целью адмиралов, направивших туда авианосец, было продемонстрировать Владимиру Путину оправданность огромных расходов на флот:
Андрей Шароградский: Насколько распространены аварии на авианосцах, связанные с обрывом тормозящих тросов?
Павел Фельгенгауэр: Ну, вообще, не очень распространены, а то авианосной авиации в мире не было бы. Там вроде говорят, что порвался трос, но я точно не знаю. Либо летчик был плохо подготовлен, либо тросы гнилые, либо то и другое сразу.
— Может быть, проблема в том, что «Адмирал Кузнецов» — устаревший корабль?
— Проблема не в его возрасте, который для корабля вполне нормальный. Авианосцы служат долго. Это большие корабли, они предназначены для достаточно долгой службы. А в том, что его поход в Средиземное море с военной точки зрения абсолютно лишен смысла — от начала и до конца. Это чисто пиар-акция. Корабль не был построен для таких походов. Ему там просто делать нечего. Ничего сделать он там не может и не сделал — только потери понес тоже совершенно бессмысленные.
— Но ведь и авианосец, и его самолеты выполняют какую-то боевую задачу?
— Бомбить Сирию он не может. Самолетам приходилось вылетать с авианосца, садиться на российской базе. Там они заправлялись горючим и бомбами, летали что-то бомбить. При этом самолеты СУ-33 для ударов по наземным и морским целям тоже не предназначены. Они не для этого строились. Это чистые истребители. Летчики для этого не подготовлены. Самолетам там поставили какое-то прицельное оборудование, но все равно они для этого не предназначены. Он выполняет там совершенно бессмысленную функцию просто такого представительства. То есть к Сирии направлена самоходная модель авианосца в натуральную величину. Правда, и ходит он медленно, потому что опять же для теплых вод он не предназначен. Это чисто истребительный авианосец для защиты развернутых стратегических ядерных подводных лодок. Больше у него никаких особых целей нет. Поэтому он должен быть в Баренцевом море, где есть его подопечные — стратегические ядерные подводные лодки. Их он должен защищать от противолодочной авиации в случае ядерной войны. На нем стоит силовая установка, которая не предназначена для дальних походов. Самолеты, которые не предназначены для бомбовых ударов и каких-либо других ударов по морским целям тоже.
— Зачем же «Адмирал Кузнецов» отправили в поход в Средиземное море?
— Адмиралы хотели показать Путину, что недаром тратятся триллионы на флот, что флот что-то может сделать. Но демонстрация не очень убедительная, потому что в действительности «Кузнецов» ничего сделать полезного не может — только самолеты терять. В отличие от «Петра Великого», у которого ядерная силовая установка предназначена для дальних походов, «Кузнецов» никогда не был для них предназначен. Даже официальная автономность у него всего 40 суток.
— А из-за чего, по-вашему, произошли аварии?
— Скорее всего, они устали — экипаж, летчики. Нагрузка для них пиковая. Значит, — ошибки, потери. Это не американские авианосцы, которые постоянно находятся в море. У них там сменные экипажи. Это совсем другая вещь. «Кузнецова» послали изобразить, что у нас флот может действовать в Средиземном море почти как американский, что деньги, на него должны тратиться. В середине следующего года должны утвердить программу перевооружения до 2025 года. И там основная расходная статья — это именно морские вооружения. Для флота это очень важно. Потому что если будут урезать финансирование, то руководство Генштаба, в первую очередь, конечно, подставит флот. Ну, и программы у них дико дорогие. Чудовищно. Им было очень важно показать, что они что-то могут сделать, что они не совсем бесполезны. Хотя в действительности наш флот для таких региональных конвенциональных войн, в общем, бесполезен. Нет, они там в Сирии выполняют важную роль снабжения. Там каждый день по 2 тысячи тонн различных предметов снабжения поступает в Сирию. И делает это флот, в том числе — десантные корабли. Они накупили старых развалин за границей, транспортных кораблей. Они идут под морским флагом, чтобы их турки не досматривали в проливах. Они снабжают группировку в Сирии.
А военно-морская часть… Ну, да, стреляет этими крылатыми ракетами, что тоже дико дорого и, в общем, бесполезно. Не то, что совсем бесполезно, но бессмысленно. Потому что по боевикам на «Тойотах» стрелять ракетами по 5 миллионов долларов штука занятие довольно бессмысленное. Хорошо, что пока никто не погиб. Летчики спасены. Хотя будут они летать или нет? После катапультирования обычно летчики больше не летают. Там повреждения спины бывают очень серьезные. А палубных летчиков у нас очень мало. Двое уже пострадали. Это нехорошо, потому что один из них наверняка больше летать не будет. А может и оба. Все это для того, чтобы изобразить существование авианосца, который авианосцем и не является. Хорошо, если он дойдет своим ходом назад.
— Так что же на «Адмирале Кузнецове» сейчас самолеты не того типа, что обычно на нем базируются?
— Почему не те? Те же. А других у нас и нет. СУ-33, он же СУ-27К, больше не производятся. Их осталось десяток. Да, разбился, но их там было всего три или четыре штуки. Они, по-видимому, после этой аварии вообще больше не летают. В принципе, по идее авианосец должны поставить, когда он вернется, на большой ремонт, перестроить его под МИГ-29. Потому что СУ-33 не производится с начала 1990-х, и вроде планов его производить нет. А МИГ-29 производится. Его довели до ума для Индии. Правда, для Индии ставили французскую авионику. Какая сейчас стоит на тех нескольких самолетах, что у нас есть, я не знаю. Но планы есть такие — переделать «Адмирал Кузнецов» под МИГ-29. Потому что СУ-33 не осталось почти. Вот он ушел с десятком самолетов. Ну, что это за авианосец — у него 10 самолетов всего и палубный экипаж. Стоял до этого в ремонте годами, а теперь вот такой долгий поход, да еще с постоянной боевой работой. Адмиралы как в казино поставили на «зеро» — мол, этот корабль, который к подобным задачам не предназначен, в этом тяжелом, диком напряжении, в таких условиях себя замечательно покажет. Ну, не очень удачно это у них вышло. Пока успехов особенных нет. Сообщили, что они убили 30 каких-то боевиков. А поскольку авиаторы всегда минимум в 10 раз преувеличивают потери противника, то может быть, действительно, убили человека два-три.