Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Германия последней из великих держав приступила к разработке танков. Тем не менее победы Гитлера в первую очередь связаны с этим оружием. Однако немецкие танки были также и главным средством пропаганды. Они показывали быстроту, современные решения и ударную силу, были символом силы и безусловной воли к победе, олицетворяли национал-социалистическую идеологию властителей.

Германия последней из великих держав приступила к разработке танков. Тем не менее победы Гитлера в первую очередь связаны с этим оружием, которое нацистский режим применял для самых различных целей.


Телеканал ZDF тоже не проходит мимо тигра. Однако здесь имеется в виду не хищная кошка, которую охотно показывают главным героем в документальных фильмах об экзотических животных, а самый известный немецкий танк Второй мировой войны. Он пользовался легендарной славой, которая однако резко контрастировала с действительностью. Чуда не было. В действие не было введено даже и 2000 боевых машин.


История германских бронетанковых войск долго считалась делом любителей военной литературы, получавших свои сомнительные знания из привокзальных книжных киосков. Лишь тот факт, что танк после окончания холодной войны значительно реже стал упоминаться в военных обзорах, сделал его темой исторической науки. Значение танка для войн Гитлера четко показано Центром военной истории и общественных наук бундесвера в его большой серии книг «Германский рейх и Вторая мировая война». И недавно историк из Потсдама Маркус Пёльманн (Markus Pöhlmann) в своей докторской диссертации «Танк и механизация войны» представил танк как самую важную главу «германской истории с1890 по 1945 год».


Теперь ZDF на своем информационном канале по заказу Министерства просвещения демонстрирует телевизионную программу под названием «Танк», которая рассказывает о развитии танкостроения в период Первой и Второй мировых войн. Создатели фильма Флориан Дедио (Florian Dedio) и Барбара Нецек (Barbara Necek) воспринимают танк серьезно. Они пригласили на съемки двух лучших специалистов Маркуса Пёльманна и директора Музея танков в Мюнстере Ральфа Ратса и не боятся с помощью анимации проиллюстрировать действие кумулятивного заряда или фаустпатрона.


Танк, как следует из фильма, был не просто каким-то оружием вермахта. Он был самым главным оружием, с ним вермахт одерживал свои победы, с ним Гитлер верил, что может начать борьбу за мировое господство. С помощью этого оружия был почти разгромлен Советский Союз в 1941 году. И все это несмотря на то, что военные Германии буквально последними вошли в историю разработки танка.


В то время как массы английских танков катились через немецкие окопы Первой мировой войны, кайзеровские генералы только один раз ввели в действие 20 бесформенных чудовищ типа A7V. Версальский договор запретил рейхсверу строительство и использование танков. Такие новаторы как Гейнц Гудериан (Heinz Guderian), используя модели из картона и жести, пытались получить по крайней мере представление о тактическом применении защитной брони двигателей внутреннего сгорания.


Горькой иронией истории было то, что рейхсвер именно в Советском Союзе нашел партнера, предложившего ему выход. В Казани, в 800 километрах от Москвы, возник совместный бронетанковый центр, получивший название «Кама». Здесь солдаты рейхсвера и Красной Армии вместе на еще только зарождавшихся опытных машинах под кодовым названием «легкий трактор» отрабатывали ведение современной мобильной войны.


В это же время Франция отказалась от своей лидирующей роли в танкостроении. От нового нападения с востока ее должна была защитить громадная крепость, линия Мажино. Глубоко эшелонированная линия, состоящая из блиндажей и артиллерийских позиций, возникла на границе с Германией. Таким образом должны были быть созданы резервы для мобильной полевой армии, которая должна была прикрывать границу с Бельгией.


Технически французские танки значительно превосходили немецкие, даже когда Гитлер в 1935 году сделал строительство танков главным делом. Немецкие танки Panzer I и Panzer II не имели даже оружия, чтобы эффективно бороться с французскими танками. И танки Panzer III и Panzer IV лишь условно могли быть использованы для этого, тем более что в 1940 году их насчитывалось лишь несколько сотен.


Но Гудериан и его сотрудники имели в виду совершенно новый тип мобильной войны и поэтому оборудовали свои модели радиостанциями. Таким образом офицеры могли гораздо лучше координировать и концентрировать огонь своих танков. Для этой цели задание отдельных командиров состояло лишь в том, чтобы только ввести в бой свои танки, в то время как противостоящие им французские или русские командиры танков работали также и как наводчики орудий.


Немецкие танки также заметно превосходили своих соперников в скорости и запасе хода и располагали лучшей прицельной оптикой. Но прежде всего их командиры были готовы объединять такие части и лично руководить ими, а не использовать их как оружие поддержки пехоты, как это было в Первую мировую войну. Немецкие танки использовались не линейно, как у их противников, а быстро образовывали атакующие клинья, окружающие целые армии, которые потом уничтожались пехотой, следовавшей за танками. Эта тактика в 1941 почти уничтожила Красную Армию.


Однако немецкие танки были также и главным средством пропаганды. Они показывали быстроту, современные решения и ударную силу, были символом силы и безусловной воли к победе, олицетворяли национал-социалистическую идеологию властителей. Насколько сильно танки были вплетены в политику Третьего рейха, показывает тяжелый танк «Тигр», который с 1943 года поставлялся в отборные элитные части.


Колеса его сложной ходовой части были покрыты синтетической резиной. Ее производили на предприятиях Buna-Werken, для которых в Освенциме был создан собственный лагерь. Производство примерно 2000 танков «Тигр» стоило жизни по меньшей мере 25 000 рабочих рабов. Любимое оружие Гитлера и Холокост были двумя сторонами одной медали.


Однако Флориан Дедио и Барбара Нецек слишком упростили картину, когда дали свое толкование приказа Гитлера строить тяжелые танки «Тигр» и последовавшие за ними танки «Королевский тигр» как фатальный поворотный пункт. Понятно, что строительство этого великана поглотило ценные ресурсы, которые было бы лучше инвестировать в производство модели большой серии, как это было сделано с американским «Шерманом» или советским T-34.


Но «Тигр» появился не просто как следствие мании Гитлера снабдить войска СС сильным оружием, превосходящим оружие противника. Произошедшее позднее столкновение с Т-34 в 1941 году показало отставание немецких танков. Лишь с появлением «Тигра» и прежде всего более легкого танка «Пантеры», которых было построено 5000 штук, вермахт получил эффективные танки, с которыми он мог дальше вести войну.


То, что благодаря этому был продлен апокалипсис войны и Холокост, является уже другой историей.