Активная фаза боевых действий на Донбассе летом 2014 г. и особенно зимой 2015 г. подтвердила высокую эффективность танков на поле боя. Однако в боях были выявлены и некоторые недостатки. Поэтому с весны 2015 г. вместе с ускоренным восстановлением дополнительного числа Т-64 и принятием на вооружение Т-72 на Украине начались работы по модернизации наличного парка.
Естественно, что, прежде всего, была разработана программа модернизации основного боевого танка — Т-64БВ. При этом был учтен мировой опыт, когда, не затрагивая основные элементы конструкции (корпуса, ходовой части, устройства башен и орудий) совершенствуют динамическую защиту, средства активной защиты, устанавливают комплексы оптико-электронного противодействия лазерному дальнометрированию и целеуказанию противника.
В нашем варианте прежде всего особое внимание было уделено модернизации систем управления огнем, приборов наблюдения и наведения, а также установке современных навигационной и аппаратуры связи. Очень быстро был отработан вариант модернизации без изменения электрической сети и установки дополнительного оборудования на штатные крепления. Первым делом были установлены тепловизионные приборы наблюдения производства фирм «Тримен-Украина» и «UaRpa» для всех членов экипажа, а также новые цифровые радиостанции «Лыбидь К-2РБ» (фактически локализованная версия «Мотороллы»).
Важным элементом модернизации стала установка навигационного оборудования (устройств спутниковой навигации типа СН-4215) производства государственного предприятия «Оризон-Навигация». Отработанные на бронетранспортерах БТР-3,4 и «Дозор-2» решения пришлись «ко двору» и на Т-64. Причем в связке с цифровыми радиостанциями СН-4215 может работать в качестве информационной системы, которая позволяет обмениваться оперативной навигационной информацией между разными объектами системы.
Такая система позволяет вывести на абсолютно другой уровень оперативно-тактическое управление танковым подразделением во время боя. Экипаж теперь может, например, в любое время суток передавать на командный центр координаты цели. Это резко уменьшает время реакции и делает управление ходом боя (и операции в целом) более гибким. Кстати, именно по внешним антеннам типа SMART навигационной системы только и можно отличить модернизированные танки — неизвестно получили ли они собственное обозначение в бумагах.
В течение 2017 г. процесс модернизации парка Т-64-х был поставлен на поток. Увеличение количества модернизированных танков позволило приступить к плановой работе. Так, ими были заменены БМ «Булат», выведенные из состава 1-й отдельной танковой бригады. Именно эти танки отметились на недавних учениях в зоне АТО. Отметим также, что существует и несколько вариантов модернизации Т-72. По некоторым данным, военные приняли за основу вариант от Киевского бронетанкового завода Т-72 АМТ (опытный образец был представлен на выставке военной техники на Крещатике во время празднования Дня Независимости в 2017 г.).
По словам специалистов на машине установлены приборы ночного видения, новый комплекс динамической защиты, а также цифровые радиостанции Aselsan турецкого производства. Правда, сведений о запуске массового процесса модернизации Т-72 на данный момент нет. Видимо, принято решение о последовательном процессе — сначала Т-64, потом Т-72.
Как видится, для развития танковых войск Украина приняла достаточно взвешенное и правильное решение — модернизация на порядок дешевле производства новой техники. И самое главное — что модернизированные машины по своим боевым возможностям мало чем будут уступать современным моделям.