Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кто из политических лидеров возглавит Евразийский проект в Молдавии?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кишинев должен четко понимать, что «окно возможностей» не вечно. Со временем, если мы ничего не будем делать, оно может закрыться. И Молдавия, как известная героиня из сказки Пушкина, может остаться у разбитого корыта.

Кишинев должен четко понимать, что «окно возможностей» не вечно. Со временем, если мы ничего не будем делать, оно может закрыться. И Молдавия, как известная героиня из сказки Пушкина, может остаться у разбитого корыта.

В то время, как с Запада, из штаб-квартиры раздираемого противоречиями Евросоюза и столиц входящих в него ведущих стран Западной Европы приходят все более неутешительные известия о нарастающем «девятом вале» финансового, экономического и социального кризиса, поставившего под вопрос дальнейшее существование этого разношерстного межгосударственного конгломерата в его нынешнем виде и составе,  с Востока средства массовой информации принесли на днях сообщение о том, что Таможенный Союз  России, Белоруссии и Казахстана вышел на новый, более высокий и продуктивный, этап своей работы: в Москве подписано Соглашение о создании Особой комиссии, которая будет заниматься его дальнейшим развитием и совершенствованием, а Евразийский экономический союз  (ЕврАзЭС) может заработать в полную силу еще до 2015 года.

«Если созреют предпосылки - будем двигаться быстрее. Не будем забегать вперед, не будем суетиться, но если сможем, будем двигаться быстрее», - сказал журналистам Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев на пресс-конференции после переговоров с главами Белоруссии и Казахстана. Встреча в Большом Кремлевском дворце в Москве состоялась в преддверии вступления в силу пакета международных договоров в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП).

Также по теме: Рождение Евразийского союза

Эти документы определяют дальнейшие пути интеграционного взаимодействия в формате «тройки», то есть являются своего рода «дорожной картой» на ее пути в ЕврАзЭС. По словам Дмитрия Медведева, Евразийский  союз избежит тех проблем, которые переживает сегодня «еврозона», поскольку его страны-участницы стартуют с примерно одинаковой экономической площадки. «Евразийский союз – это не конгломерат разрозненных стран, а пока три страны, у которых была общая история, общее прошлое. Но все три страны - это быстрорастущие экономики», - сказал российский президент, особо отметив, что уже целый ряд других стран, прежде всего, из числа входящих в СНГ, проявили большую заинтересованность к участию в многообещающем проекте ЕврАзЭС, видя в присоединении к нему наиболее оптимальный вариант спасения от ширящегося в мире финансового и экономического кризиса, поразившего Европейский Союз и США.

В этой связи возникает вполне закономерный вопрос: а что же Республика Молдова? Есть ли в нашей стране, также находящейся в тисках политического, экономического и социального кризиса, угрожающего ее независимой государственности, ответственные политические лидеры, понимающие историческое значение для нее присоединения к Евразийскому проекту и готовые возглавить процесс «восточной интеграции» Молдавии? 

На наш взгляд, такие политические лидеры в Республике Молдова имеются. Один из них, причем наиболее последовательный и настойчивый в вопросах «восточной интеграции», это Игорь Додон, более года тому назад,  впервые в Молдавии обосновавший необходимость и выгодность развития связей нашей страны на Востоке и  прямо высказавшийся за вступления Молдавии в Таможенный союз.

«В последние время, во многом благодаря председательству в Совете СНГ России, появились свежие импульсы к развитию Содружества, к модернизации союза, к сближению стран СНГ и ЕС, - писал тогда Игорь Додон. -  Лидерами интеграционных процессов стали Россия, Казахстан и Белоруссия. Именно эти страны сделали первые шаги к созданию единой таможенной территории. Считаю, что этот проект может быть очень перспективным и эффективным».

По мнению Игоря Додона,  «Молдавия должна предельно серьезно изучить этот опыт, чтобы в дальнейшем определить свою позицию по этому вопросу. Сегодня нас зовут в Таможенный союз. Буду называть вещи своими именами. Мы понимаем, что Таможенный союз – это гораздо больше, чем экономический проект. Создается интеграционный механизм консолидации постсоветского пространства на экономической основе».

В то же время, предупредил Игорь Додон, «Кишинев должен четко понимать, что «окно возможностей» не вечно. Со временем, если мы ничего не будем делать, оно может закрыться. И Молдавия, как известная героиня из сказки Пушкина, может остаться у разбитого корыта».

 


Опытный экономист и профессиональный управленец, Игорь Додон прямо указал на то, что «…около 35-45% населения Республики Молдовы, существенная часть трудоспособного населения республики, живет и работает сегодня за ее пределами, в первую очередь, в России.  Расширение экономических связей, а со временем и вступление Республики Молдова в ТС,  усилит их позиции на рынке рабочей силы в России и сделает их равными по статусу с гражданами России».

Однако, как известно, не только действующая власть в лице либерального Альянса «За европейскую интеграцию», что вполне объяснимо ее слишком тесной привязанностью к «телеге» ЕС, но и, как это ни странно,  широкая молдавская общественность, вероятно, все еще слепо верящая в то, что  ворота «европейского рая» вот-вот распахнутся для нашей страны, как-то вяло отреагировали на эти своевременные и ответственные заявления Игоря Додона.

Более того, даже в Партии коммунистов, членом которой Игорь Додон в то время являлся, в ответ на его предельно ясно и убедительно аргументированные «евразийские» предложения прозвучали какие-то невнятные и маловразумительные заявления, из которых стало ясно только одно: председатель ПКРМ Владимир Воронин и его ближайшее партийное окружение по-прежнему считают приоритетом вступление Молдавии в Европейский Союз и не видят перспективы  ее возможного участия в  Таможенном Союзе.

В этой ситуации более чем похвально, что Игорь Додон не  остановился перед этой искусственной «стеной отчуждения», а показал себя зрелым политиком, способным смотреть в будущее, принимать стратегические решения и не пасовать перед временными трудностями и проблемами.

Игорь Додон не только не отказался от продвижения Евразийского проекта в Республике Молдова, но и перевел эту работу на практические рельсы. Недавно по его инициативе был создан Институт модернизации,  одной из важнейших задач которого является разработка программ и проектов сотрудничества Республики Молдовы с Таможенным Союзом, а также анализ ее возможностей  стать одним из участников процесса создания Евразийского Союза с дальнейшим полноправным вхождением в эту многообещающую организацию.

В связи с непреодолимыми принципиальными разногласиями с руководством ПКРМ в вопросах модернизации партии, расхождениями позиций по выборам президента Молдавии, Игорь Додон был вынужден покинуть партию Владимира Воронина.

Читайте также: Куда и как идет Молдавия?

Сегодня Игорь Додон является  членом Партии социалистов Республики Молдовы. Есть вероятность того, что  по результатам праймериза, который готовит эта партия, он может быть избран ее председателем.

Освободившись от довлевшей над ним прежде «генеральной линии» лидера ПКРМ Владимира Воронина, продолжающего конъюнктурно, но безрезультатно  »колебаться» между Западом и Востоком,  Игорь Додон имеет теперь   все возможности для того, чтобы не просто продолжать доказывать на словах нужность и полезность для Республики Молдова налаживания, углубления и расширения связей на Востоке, в том числе вступления ее в Таможенный Союз, но и объединить вокруг себя всех сторонников идеи вхождения нашей страны в Евразийский cоюз.

Конечно, Партия социалистов пока еще не такое сильное политическое формирование на левом фланге, как воронинская ПКРМ.  Но эта партия, в отличие от ПКРМ, всегда была честна и  последовательна в своих действиях.

Она первая в Молдавии поддержала необходимость вхождения Республики Молдова в Единое экономическое пространство (ЕЭП), на базе которого  сформировался Таможенный Союз. Причем сделала она это в то самое время, когда ПКРМ упорно вбивала в сознание молдавских граждан мысль о том, что альтернативы ее движению в Европейский Союз нет и не может быть.

Всем в Молдавии еще памятны заявления лидера ПКРМ Владимира Воронина на этот счет. В частности,  это именно  он сказал, что «…на последнем съезде Коммунистической партии в декабре прошлого года эта проевропейская» ориентация получила единодушное одобрение… Окончательно и бесповоротно решено лишь одно: мы хотим вступить в Европейский Союз».

Правда, говорят, что сегодня Владимир Воронин вроде бы снова поменял свою прежнюю точку зрения по этому вопросу и переметнулся с Запада на Восток.

Но все дело в том, что он так часто это делал  прежде, так часто сегодня говорил «да», чтобы завтра сказать «нет», что особой веры в то,  что он говорит сегодня,  ни у кого в Молдавии больше нет. Тем более, нет ему больше веры  ни у России, ни у других участников Таможенного Союза.

Читайте также: Молдавия несчастная


Таким образом, анализ нынешней ситуации в политической элите Республики Молдова позволяет сделать вывод о том, что сегодня только Игорь Додон является самым стойким, последовательным и убедительным сторонником и пропагандистом идеи «восточной интеграции», а потому  может стать объединителем всех других политических сил, также считающих, что  наша страна должна стать активным игроком на Евразийском направлении, но по соображениям объективного и субъективного характера до сих пор не обозначивших публично эту свою позицию. 

Вопрос сегодня лишь в том, хватит ли у него ресурсной базы, сил и времени для того, чтобы  одновременно заниматься и развитием Партии социалистов, чтобы она смогла успешно выступить на ближайших парламентских выборах, и развивать и продвигать в жизнь Евразийский проект.

Очевидно,  что одному ему справиться с громадным объемом работы по обоим этим направлениям будет очень трудно. Придут ли ему на помощь, поддержат ли его другие молдавские политические лидеры,  видящие перспективу  Молдавии именно в реализации Евразийского проекта?

Пока о поддержке вступления Республики Молдова в Таможенный Союз и курса на Евразийскую интеграцию  прямо и открыто заявил только председатель Партии Регионов, башкан Гагаузии Михаил Формузал. Кто следующий?