Первые приватизационные планы были разработаны в 2010 году. Они были рассчитаны на период до 2013 года и предполагали, что бюджет получит с их помощью до триллиона рублей. Хотя приватизацию поддержал занимавший тогда пост президента Дмитрий Медведев, она продвигалась с заметными затруднениями, и большей части из запланированных транзакций осуществить не удалось. До конца 2013 года времени осталось мало, а поступления в бюджет от приватизации составили всего 30 процентов от изначально намеченной суммы (23 миллиарда рублей в 2010 году, 120 - в 2011 и 221 - в 2012).
Родовые богатства
В мае 2012 года Путин заявил о планах интенсификации приватизационных мероприятий, а премьер Медведев назвал ее одним из семи приоритетных направлений работы правительства: в новый список предприятий, предназначенных для приватизации должно войти почти 900 позиций. Самые крупные операции затронут такие компании, как Сомкомфлот (крупнейший владелец судов торгового флота), АЛРОСА (50% мирового рынка добычи алмазов и производства бриллиантов), а также частично Роснефть. Следующими под молоток пойдут, в частности, РОСНАНО (нанотехнологии), часть РЖД, ИнтерРАО (электроэнергия), РусГидро (гидроэлектростанции), Россельхозбанк (аналог польского Банка продовольственного хозяйства), Объединенная зерновая компания (занимающаяся, в частности, хранением и экспортом зерна), авиакомпания Аэрофлот и часть акций отдельных аэропортов.
Читайте также: Греф - Все, что можно приватизировать, должно быть приватизированно
Список этот обширный: согласно планам, до конца 2018 года участие государства в экономике должно сократиться до 20% (сейчас эта доля оценивается в 50%). Будут ликвидированы все федеральные государственные унитарные предприятия (такой статус имеет большинство российских государственных компаний). Вопрос, какую часть каждого из предприятий отдать инвестором, еще обсуждается.
По прогнозам, в этом году доходы от приватизации могут достичь 427,7 миллиардов рублей. Многие западные и российские экономисты обращают внимание на взаимосвязь между ускорением приватизационных процессов и уменьшением «сырьевых» доходов: в 2013 году поступления в бюджет от продажи энергоносителей могут уменьшиться на 46% (с 2000 года они регулярно увеличивались: с 20 до почти 50% в прошлом году). Часть экспертов, однако, подчеркивает, что невзирая на падение котировок, цены на энергоносители остаются высокими, поэтому полученные от приватизации средства не окажут решающего влияния на стабильность бюджета. Тем более что (по данным Министерства финансов РФ) бюджетный дефицит в 2012 году составил всего 0,02 ВВП. К тому же министерство уже собирается перевести на счета резервного фонда 900 миллиардов рублей полученных от нефтегазовых доходов. Если учесть все вышеперечисленное, появляется вопрос: зачем ускорять темп приватизации?
Два зайца: эффективность и престиж
В последние годы приватизация государственных предприятий была в основном нацелена на максимизацию поступлений в бюджет, сейчас же приоритетом должно стать повышение конкурентоспособности этих компаний. Российские элиты осознают, что модернизация, о которой идет речь последние десять лет, буксует из-за неэффективного управления государственными молохами. Никому не хочется заниматься увеличением производительности подобных производств, поскольку сама структура рынка обеспечивает им практически монополистскую позицию, а помимо этого они всегда могут рассчитывать на правительственные контракты.
Также по теме: Кудрин - Время пришло
Тем не менее Кремль понимает, что иностранные конкуренты не дремлют. Проблема эффективности будет становиться все более актуальной с завершением переходных периодов, связанных с присоединением России к ВТО. Само вступление в эту организацию, впрочем, никогда не вызывало большого энтузиазма у представителей российского истеблишмента, однако, перевесила жесткая позиция Путина, который руководствовался необходимостью повысить эффективность российской экономики посредством усиления конкуренции на рынке. В своем декабрьском выступлении президент произнес слова, на которые комментаторы почти не обратили внимания: прозвучало предложение провести очередные приватизационные сделки на российской бирже. Если это получится, то Москва сможет превратиться в финансовый центр мирового масштаба.
При условии, что Путину удастся осуществить свои планы, уже через несколько лет Москва поднимется в рейтингах конкурентоспособности на несколько позиций, а в дальнейшей перспективе займет положение, сравнимое с положением Лондона, Нью-Йорка или Токио. Пока эти планы кажутся чересчур амбициозными, однако, строительство бизнес-квартала у Москвы-реки продолжается.
Третий заяц: для своих
Распродажа государственной собственности наверняка будет сопровождаться баталиями. Если она будет проходить на ясных принципах и соответствовать международным нормам, это пойдет на пользу российской экономике и всему обществу. И если исходить из того, что Кремль действительно стремится повысить эффективность этих предприятий, ему будет наверняка небезразлично, в чьи руки они попадут. Участие заграничных инвесторов будет разрешено лишь в той мере, в какой это будет необходимо, контроль над компаниями будет при этом отдан не полностью, а по принципу «золотой акции», при этом в части случаев контрольный пакет останется в руках государства.
Читайте также: Россия утверждает план приватизации
Следственный комитет Российской Федерации опасается усиления коррупционных практик. Несколько дней назад из него поступило предложение внести изменения в уголовный кодекс, увеличивающие ответственность руководителей приватизируемых предприятий и членов приватизационных комиссий. Комитет предложил также обязать участников конкурсов раскрывать всех своих учредителей, в том числе российских. Раньше это правило касалось только заграничных субъектов.
Кто из российских покупателей решит принять участие в торгах пока неизвестно, можно лишь подозревать, что это будут компании, связанные с властью. Многие аналитики предполагают, что наиболее привлекательные предприятия будут проданы избранным лицам за относительно скромные суммы. К сожалению, даже самые совершенные законы останутся бесполезными, если будут использоваться исключительно в показных целях. Часть приватизационных сделок пройдет путем открытых аукционов, но и это не гарантирует честного исхода: в любом случае останется нюанс, кто именно будет к ним допущен, а, самое главное, кто после покупки акций будет вести сотрудничество с главным акционером - государством.