В связи с событиями на Украине и в Крыму очень любопытно полистать архивы публичных выступлений британских официальных представителей в различное время по схожим территориальным проблемам.
Одна из них — Фолклендские острова. Так, выступая в Совете Безопасности ООН, Постоянный представитель Великобритании Марк (Mark Grant) Грант 7 августа 2013 г. сказал следующее: «Министр иностранных дел Кубы от лица Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна заявил, что уважение права самоопределения является основополагающим принципом Сообщества. Великобритания также придает особую важность этому принципу, закрепленному в Уставе ООН. В марте этого года жители Фолклендских/Мальвинских островов воспользовались своим правом самоопределения в ходе референдума и большинством голосов выступили за то, чтобы острова оставались заморской территорией Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Нельзя не учитывать мнение жителей островов. Вопрос о суверенитете Фолклендских/Мальвинских островов не может решаться вопреки желанию самих островитян».
Другой пример — отношение Великобритании к независимости Косово. В своем меморандуме, представленном в Международный суд ООН, британское правительство заявило: «Отделение части государства само по себе не противоречит международному праву». И там же: «международное право в целом не запрещает отделение и не содержит гарантий целостности государств перед лицом внутренних движений, которые могут вести к отделению или независимости при поддержке соответствующих народов». Уже на устных слушаниях в Суде выступавший от имени Лондона Джеймс Кроуфорд уверял: «Устав ООН не содержит положений о правомерности или неправомерности деклараций независимости, принимаемыми какими-либо группами лиц внутри существующего государства».
Выходит, в случае с Фолклендами или Косово англичане во главу угла ставят демократию и право народов на самоопределение. Именно этими принципами Россия предлагает руководствоваться в ситуации с Крымом. Тем более, что и в прошлом опросы общественного мнения не оставляли сомнений в преобладании пророссийских настроений у крымчан. Угроза национал-радикальной трансформации украинского государства не могла не способствовать их усилению. И, наконец, повсюду, в том числе на Западе, признают, что в 21 веке решают люди: не они для государства, а государство для них.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИноСМИ.