Урегулирование отношений США с Кубой в Лондоне называют историческим событием, и... исключительной заслугой самого Барака Обамы. Правда, британцы прибавляют, что в этом важную посредническую роль сыграли Ватикан и Канада. Западный истеблишмент с нескрываемой досадой признаёт, что 53 года санкций не только не принесли никакого результата, на который Запад рассчитывал, то есть смену режима Ф. Кастро, а, наоборот, стали «фактором консервации режима». Здесь полагают, что в контексте предстоящего в 2018 году ухода приемника Фиделя Кастро, Рауля Кастро, с поста Председателя Государственного совета, Совета Министров Кубы, наличие американского посольства в Гаване позволит США активно влиять на дальнейшее развитие событий на Острове Свободы.
Заместитель Министра иностранных дел Великобритании Хьюго Свайр (Hugo Swire) поспешил обозначить интересы Европы и заявил: «Я также надеюсь, что принятое накануне решение станет хорошим предвестником и в переговорах Кубы и ЕС по новому соглашению о политическом диалоге и сотрудничестве, что является еще одним форматом нашего взаимодействия». То есть, после «добро» от США, Куба стала неожиданно очень интересна и Европе.
В Москве посмотрели на этот процесс чуть шире и заявили, что «остается надеяться, что в Вашингтоне быстрее осознают бесперспективность аналогичного санкционного давления на другие страны».
Что же на деле? Несмотря на то, что часть британских экспертов говорит об историческом значении решения о нормализации, большинство констатирует, что на деле для полноценного восстановления отношений существует немало препятствий. На фоне поднятой волны вокруг «позитивного» события во внешнеполитическом курсе Барака Обамы в уходящем году, обозреватели британской газеты Telegraph обращают внимание на то, что решение о снятии эмбарго, вообще-то говоря, должен одобрить и принять Конгресс США. А это, как считают наблюдатели, маловероятно в условиях, когда группа чрезвычайно влиятельных республиканцев крайне отрицательно настроена к новой «миротворческой идее» уже практически уходящего и растерявшего популярность у себя в стране президента. Вместе с тем, здесь справедливо отмечают, что даже принятых американским президентом решений уже достаточно для увеличения числа поездок американских граждан на Кубу, роста взаимного товарооборота, распространения на острове Интернета. Иными словами, совершенно очевидно, что США приступили к созданию предпосылок для дальнейшей «демократизации», в ожидании, как выразился президент Обама, «смены поколений». Как говорят в таких случаях в России, «процесс пошел», и вице-премьер Дмитрий Рогозин, возглавляющий межправительственную Комиссию по торгово-экономическому и научному сотрудничеству, с иронией комментирует сообщение о возможном визите Обамы на Кубу: «Теперь будут душить в объятиях».
Тем не менее, стоит напомнить, что Россия все эти годы призывала идти по пути возобновления диалога и оставить идеологические предубеждения прошлого века. Именно Россия все годы изоляции Кубы активно поддерживала резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, которая звучит, как «О необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введённой США против Кубы».
Однако внимательные аналитики отмечают и ещё один важный аспект в этой истории. Эксперты замечают, что решения Барака Обамы по Кубе связаны с его стремлением оставить свое наследие во внешней политике. Что будет потом, особенно если к власти придут республиканцы, это уже другое дело. Эта мера адресована к коренному электорату Демократической партии США, с которым у президента, похоже, есть проблемы. Некоторые обращают внимание на то, что прорыв состоялся на фоне кризиса в отношениях с Россией, с которым Барак Обама и войдет по большому счету в мировую историю, хотя впереди еще два трудных года.