СМИ Белоруссии
…24 марта около часа ночи был задержан российский журналист, редактор информационного агентства «Свобода» (Самара), официально аккредитованный в Белоруссии, Александр Лашманкин. Он был снят с поезда Челябинск-Брест сотрудниками транспортной милиции в городе Орше, на границе с Белоруссией. Милиционеры не поясняют причины задержания, не составили протокол, не уточнили статус задержанного, сообщает Еурарадые.
…«Мы семимильными шагами возвращаемся в 90-е годы», — заявил порталу UDF.by белорусский независимый финансовый аналитик Сергей Чалый, комментируя последние решения Национального банка по искусственному регулированию валютного рынка. Данным решением Нацбанк «пытается одним ударом убить двух зайцев». Он напомнил, что снятие валютных ограничений было одним из условий получения новых российских кредитных ресурсов, озвученных министром финансов России Алексей Кудриным по итогам прошедших 15 марта в Минске заседаний Совмина Союзного государства и Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне премьер-министров.
И теперь, продолжил эксперт, Нацбанк может отчитаться: формально прежних ограничений для покупки валюты нет, однако выстроен порядок первоочередности. Оценивая ситуацию на валютном рынке в целом, он пришел к выводу, что фактически речь идет о рационировании. Это административно-командная мера регулирования денежного оборота с целью ограничения потребительского спроса, борьбы со спекуляцией. Вводится тогда, когда рыночный механизм не работает. В этой ситуации в ближайшей перспективе Беларусь вновь ждет возвращение «лихих 90-х»: валютный дефицит, множественность курсов, различные «серые схемы» и расчеты по бартеру.
…В интервью газете «Звязда» белорусский экономист, член Общественно-консультативного Совета при Администрации Президента Леонид Заико рассказал об итогах Международного экономического форума государств-участников СНГ «20 лет вместе: опыт сотрудничества и перспективы». Он отметил, что «впервые за почти 20 лет существования СНГ прозвучал и был поддержан присутствующими четкий и ясный тезис о необходимости формирования на постсоветском пространстве новой межгосударственной сообщества под условным пока названием - Евразийский союз. Речь шла о продуманным, взвешенным фундаментальном подходе к будущему ряда стран Содружества. У них теперь появилась новая стратегическая перспектива - Евразийский союз.
Нас ждет постепенная трансформация стран Содружества в Евразийский союз. Союз, который должен прийти на смену подчас аморфной, неточной, нерешительно и не всегда понятной и последовательной СНГ, в рамках которой считалось нормой не выполнять совместно принятые решения. Страны СНГ подошли к новому историческому этапу в своем развитии. А подведение первых итогов деятельности Таможенного союза и перспективы создания Единого экономического пространства (ЕЭП) в общем, если говорить современной молодежной языком, стали «хитом» форума. Многие участники форума рассматривали эти знаковые сдвиги на постсоветском пространстве как платформу, начало, первые шаги в направлении создания политически влиятельного и экономически мощного, независимого, социально устойчивого Евразийского союза. О нем политики, ученые, эксперты, аналитики, политологи говорили даже как о целом новом цивилизационном объединении.
Кремль я бы тут рассматривал как одно из центральных звеньев будущего нового союза. В Москве, как и в Минске и Астане, прекрасно понимают, что то «облако в штанах», которым все 20 лет фактически являлось СНГ, в мире современных международных вызовов не может уже существовать в системе бывших координат. У нового союза уже есть ядро - Беларусь, Россия и Казахстан. Они сумели преодолеть разногласия, противоречия, договориться по принципиальным вопросам и создать реально действующий Таможенный союз, вплотную подойти к созданию Единого экономического пространства.
СМИ Латвии
…На фоне роста опасений в связи с сокращением использования ядерной энергии в мире, российская компания в сфере атомной энергетики Росатом надеется увеличить экспорт реакторов, утверждая, что они самые безопасные в мире, пишет The New York Times.
Росатом заявил о намерении до 2030 года обеспечить объемы продаж в размере 50 миллиардов долларов США ежегодно. Это может показаться странным, поскольку кризис с АЭС в Японии заставит дважды подумать, прежде чем строить новые реакторы, подчеркивает издание пишет «Диенас бизнесс». Тем не менее, Росатом убежден, что его ждут времена процветания. Уже сообщалось, что на прошлой неделе премьер России Владимир Путин посетил Белоруссию, чтобы заключить договор о строительстве АЭС в этой стране. «В нашем распоряжении большой арсенал усовершенствованных технологических решений для обеспечения стабильной и безопасной работы атомных электростанций», - пояснил Путин журналистам.
Президент России Дмитрий Медведев использовал визит в Турцию, чтобы похвалить безопасность ядерных реакторов своей страны. Россия заключила с Турцией договор о строительстве АЭС в сейсмически активном регионе. «Даже в контексте нынешних событий в Японии нет никакой необходимости радикально менять стандарты безопасности», - сказал Медведев. Затраты на строительство АЭС в Турции составят 20 миллиардов долларов США. Эксперты указывают, что российские реакторы в смысле безопасности ничем не отличаются от построенных другими странами. Рекламируемые Росатомом реакторы VVER в принципе такие же, как реакторы типа GE Mark I на Фукусимской АЭС, поясняет The New York Times. В российском секторе ядерной энергетики нет достаточного независимого надзора, что вынуждает опасаться по поводу того, не приносится ли в жертву быстрой прибыли безопасность.
В последние годы у российской индустрии атомной энергии были большие доходы от строительства реакторов за рубежом, главным образом, в развивающихся странах, таких, как Индия и Китай. В данное время Росатом строит 15 новых реакторов в разных странах мира, у компании есть еще 30 заказов. Однако в то время, когда Россия стремится экспортировать свои самые безопасные в мире реакторы, у нее нет денег для замены устаревших реакторов у себя в стране, в том числе и 11 небезопасных реакторов чернобыльского типа подчеркивает The New York Times.
СМИ Грузии
…Россия оказалась в таком положении вне игры, как никогда. Так объясняет агентству «Пирвели» эксперт по международным вопросам Василий Чкоидзе позицию официальной Москвы по поводу начала военной операции в Ливии и то раздражение, которое выразил премьер-министр России Владимир Путин в отношении резолюции ООН и коалиционных сил. Чкоидзе подчеркнул, что «в вопросе Ливии инициативу полностью взяли в свои руки Франция, Великобритания и США, а Россия уже никакого влияния не может оказать на процесс». При этом, по мнению эксперта, такая реакция российского премьера, возможно, «связана с тем возмущением, которое в консервативных кругах России вызвала сдержанная позиция России на заседании Совета безопасности ООН».
«Очень многие империалистически мыслящие политики и эксперты осудили позицию официальной Москвы и тот факт, что Россия не наложила вето на резолюцию СБ ООН. А сегодня оценка Путина этого документа как «призыва к крестовому походу» и выражение «бессовестный» в адрес США полностью противоречит официальной позиции России, которую она зафиксировала на заседании СБ ООН. Как видно, Россия раздражена несколькими факторами: Она потеряла те выгодные финансовые сделки, которые были связаны с Каддафи. Кроме того, явно чувствуется, что влияние России на эти процессы доведены до нуля. Более того, у других пророссийских режимов, например, в Сирии и Йемене, тоже возникли серьезные проблемы. Что главное, политическая инициатива на Севере Африки полностью перешли в руки Франции, США и их союзников», - заявил Чкоидзе.
СМИ Армении
…Власти Нагорно-Карабахской Республики объявили о предстоящем открытии 9 мая Степанакертского аэропорта, в ответ на что Азербайджан пригрозил сбивать направляющиеся в Степанакерт гражданские самолеты. Газета «Голос Армении» опубликовала статью политолога Левона Мелик-Шахназаряна, в которой он анализирует возможность развития подобного сценария. Согласно автору, анализ ситуации показывает, что возможности Азербайджана атаковать летящие в Степанакерт гражданские самолеты сильно ограничены. Далее автор пишет: «Для того, чтобы сбить летящий в Степанакерт самолет, у Азербайджана должно быть достаточно мощное, способное поражать цель на большом расстоянии, противовоздушное оружие, которого, если судить по открытым сведениям, у Азербайджана нет.
Поражающие возможности имеющихся на вооружении у Азербайджана РЗК С-125 и С-200 в горных условиях сокращаются, и их придется подвести близко к границам НКР, что превратит их в уязвимые для Армии обороны НКР мишени. Вместе с тем, если даже у Азербайджана найдутся ракетно-зенитные комплексы необходимой дальности, этим ракетам надо будет еще долететь до армянского самолета и не оказаться подбитыми средствами армянской ПВО. Баку, чтобы сбить армянские гражданские самолеты, придется поднимать в воздух истребители и штурмовики, что также чревато их неминуемым уничтожением силами ПВО Армии обороны НКР. Представим, однако, что Азербайджану удастся сбить летящий в Степанакерт гражданский самолет.
Или попробовать это сделать. К каким бы последствиям на международной арене ни привел столь наглый террористический акт, он, безусловно, повлечет за собой ответные меры со стороны Нагорно-Карабахской Республики. Преднамеренное уничтожение гражданского самолета превратится в пусковой механизм для немедленного уничтожения большинства военных аэропортов Азербайджана вместе с находящейся там техникой. И это будет лишь началом. Имеющиеся на вооружении у Армии обороны НКР средства ПВО позволят закрыть для полетов практически все небо над контролируемой Азербайджаном территорией.
Армянская сторона не ответит уничтожением азербайджанского гражданского самолета, однако ответный удар по военной авиации Азербайджана и ее базам, нанесенный с полным на то основанием и в соответствии с международным правом, нанесет врагу невосполнимые потери. Наконец, атака на гражданский самолет является неоспоримым casus belli, чем обязательно и по полной программе, воспользуются армянские государства. В Баку могут не сомневаться: Ереван и Степанакерт немедленно задействуют уникальные возможности Армянской армии, что в конечном итоге закончится переносом границы НКР с Азербайджаном на восток. На расстояние, обеспечивающее безопасность полетов армянских лайнеров над Степанакертом и Гандзаком. Если, конечно, остаткам фрагментированного Азербайджана будет позволено иметь средства ПВО».