Мир начал отмечать 25-ю годовщину самой страшной ядерной трагедии в истории.
Чернобыль обернулся ростом риска раковых заболеваний, и выкорчеванными домами. И никто не может предсказать, когда это закончится, пишет Джон Видаль из газеты The Guardian. Двадцать лет спустя растет число раковых больных, по-прежнему действуют ограничения в отношении десятков тысяч квадратных миль территории запретной зоны, а Украина и Белоруссия, две наиболее пострадавших от того взрыва страны, обременены затратами, которые они продолжают нести и продолжат нести тысячелетиями. Так, по данным Чернобыльского форума, в составе которого - восемь учреждений ООН, а также представители правительств России, Белоруссии и Украины, ожидается около 9 000 возможных смертей от рака, но эти цифры серьезно оспариваются другими учеными, оценка которых гораздо выше.
Тем временем в разных концах Германии на демонстрации вышли приблизительно 120 000 человек, требовавших отказа от ядерной энергетики. Манифестанты требовали, чтобы правительство канцлера Ангелы Меркель ускорило закрытие 17 германских атомных электростанций. Об этом – в материале издания The New York Times. Демонстрации, проходящие каждый год на пасхальных выходных, в прошлом обычно были пацифистскими и в частности призывали к окончанию войны в Афганистане. Однако в этом году в связи с 25-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС на Украине, а также с ядерным кризисом на японской АЭС «Фукусима», главной темой митингов стала ядерная энергетика.
Как отмечает Deutsche Welle, в ГДР аварию в Чернобыле замалчивали более рьяно, чем в СССР. По указанию властей замалчивали не только причины и масштабы аварии на Чернобыльской АЭС, но и ее последствия непосредственно для жителей страны. Так, были засекречены результаты измерений, проводившихся Государственным ведомством по защите от радиации. «Они замеряли, как сумасшедшие, причем куда более систематично, чем в ФРГ. Но ничего не публиковали». Так что руководство страны прекрасно знало, что, например, в округе Котбус, оттуда поставлялась значительная часть потреблявшегося в Берлине молока, содержание радиоактивного йода в молоке на 1000 процентов превышало предельно допустимую норму. Или что после прошедшего в районе Магдебурга в начале мая сильного дождя радиоактивность почв была в сотни и даже в тысячу раз выше естественной.
Корреспонденты The Associated Press обращает внимание на то, что Россия, Украина и Белоруссия в последние годы сократили льготы больным ликвидаторам последствий аварии, и многие работники напрямую пожаловались об этом российскому президенту Медведеву, когда он вручал им награды на церемонии в Москве. Власти Брянской области, которая больше других российских регионов пострадала от аварии, так и не сделали необходимый ремонт в местной раковой больнице, заявил президенту один из рабочих.
Французское информагентство AFP также передает слова участников ликвидации последствий аварии. «Владимир Кондрашов, один из 16 награжденных ликвидаторов, заявил, что почувствовал себя героем, когда вызвался поехать на очистительные работы на станции в возрасте 35 лет. То ощущение улетучилось несколько лет спустя, когда его оставили наедине со своими проблемами». Изначально советские власти предлагали щедрое вознаграждение для тех, кто поехал на станцию, но потом их урезали, позже инфляция съела остальное, отмечается в сообщении. История Кондрашова схожа с тысячами тех, кто оказался в зоне заражения сразу же после случившейся катастрофы, подвергнув свое здоровье риску.
«Несколько дней назад я побывал в Чернобыле, увидел неработающий реактор, покрытый бетонным саркофагом. Соседний город Припять мертв и погружен в тишину, дома пусты и разваливаются, как молчаливое напоминание оставленных жизней, целый мир, брошенный и потерянный для тех, кто его любил», - пишет генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в статье, опубликованной в газете The New York Times. Последствия катастрофичны, безопасность должна быть первостепенной. Последствия не имеют границ, это касается всех, потому вопрос должен обсуждаться на мировом уровне, полагает он и предлагает стратегию по улучшению ядерной безопасности.
Российский политик Явлинский с горьким разочарованием констатирует, что главной проблемой политики России является не уровень применения демократии и его качество в деле защиты прав человека, а неограниченная и тотальная ложь как основа государственной политики. Укоренившаяся в советское время большевистская ложь не смогли выкорчевать ни Путин, ни Медведев, да они и не пытаются это делать, так как и сами занимаются тем же самым, утверждает он. Тиит Маде, автор материала на сайте эстонского издания Ohtuleht, цитируя Явлинского, замечает, что причина такой ситуации в России в том, что нынешние правители и не знают, что можно править государством, не обманывая народ. В заключение ведущий оппозиционер говорит, что создавшаяся к нынешней весне политическая ситуация угрожает существованию всей России.
Российский президент Медведев изъявил желание преподавать после ухода из Кремля, передает Reuters. Бывший юрист и профессор, Медведев сказал, что хотел бы преподавать в Сколково – в высокотехнологическом городе, который создается Россией, чтобы привлечь инвестиции для диверсификации российской экономики, опирающейся в основном на экспорт энергоносителей. За последние несколько дней Медведев сделал несколько комментариев, намекающих на его намерение выдвинуть свою кандидатуру на будущих президентских выборах, отмечается в сообщении.
«Так бывает каждую федеральную предвыборную кампанию, когда возникает вопрос: какого удара по воротам мы можем требовать от нашего премьер-министра? Ну вот, мы к этой точке и подошли. Сейчас это выглядит особенно безотлагательным и убедительным, и вот почему - из-за не предвещающих ничего хорошего новостей из Москвы: Владимир Путин занялся хоккеем», - пишет журналист издания The Globe And Mail. Он не привык играть. Еще в феврале российский премьер-министр, предполагает автор, даже не умел кататься на коньках, но потом, своим волевым путем, он пообещал, что научится, «и вот два месяца спустя - бум! - вот он уже забивает голы». Хорошая игра, сказал он, «менее травматичная», чем футбол.
Сирийский режим испытывает множество проблем, пытаясь угомонить беспорядки. Ряд региональных заинтересованных держав тем временем пытаются воспользоваться текущей уязвимостью режима с целью продвижения своих собственных целей в регионе, в особенности интересна эскалация напряженности между Ираном и государствами-членами Совета по сотрудничеству стран Персидского залива. На это указывает Рива Бхалла из Stratfor. Сирийский режим пользовался теорией «я или хаос». До сих пор она прекрасно действовала, замечает автор. Но сейчас возник парадокс. Сирия всегда может отклонить внешнее давление с требованием прекратить отношения с Ираном и Хезболлой, однако тогда она даст повод этим странам искать альтернативы режиму Асада. С другой стороны, Сирия может пойти на уступки этим требованиям и попытаться разорвать связи с Ираном и Хезболлой. Однако Иран для такого сценария выстроил политику страховки. Не забывайте, что у Ирана есть серьезный интерес в поддержке влияния в Левантийском регионе с целью противостоять Израилю, и Сирия играла в этой схеме ключевую роль.
«Сначала я, как и все, следил за египетской революцией по телевидению. Затем я начал наблюдать за развитием событий и с помощью Twitter», - рассказывает Алекс Наннс англичанин, живущий в Лондоне с женой, египтянкой Надей Айдл. Вместе они написали книгу «Твиты с Тахрира», которая представляет египетскую революцию через призму твитов, чьи авторы находились в Каире и в частности на знаменитой площади Тахрир, площади Освобождения, узнаем из сюжета телеканала France24. Цена на книгу составляет 12 долларов в бумажной версии и 10 долларов в цифровом версии. Часть доходов от продажи «Твитов с Тахрира» будет переведена на счет египетских демократических организаций, которые еще только предстоит выбрать.
Капитан сборной Грузии по футболу Каха Каладзе заявил, что власти страны проводят политику притеснения своих граждан и установления режима, подобного сталинскому, пишет Georgia Times. «Народ Грузии живет в бедности, налицо избирательное правосудие, тяжелейшее положение в пенитенциарной системе, практически не существуют гражданское общество и НПО», - заявил спортсмен.