Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

СМИ об открытии Большого театра: почему не пришел Путин?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На торжественное открытие исторической сцены Большого театра, ставшее социально значимым событием года не только в России, но и за рубежом, смогли попасть лишь те, кого «выбрал» Кремль. При этом главной политической интригой стало отсутствие на торжестве премьер-министра Владимира Путина.

Пресса США встретила известие о долгожданном открытии исторической сцены Большого театра восторженными комментариями. Церемония открытия проводилась как событие государственного значения, подчеркнули СМИ. В первую очередь отмечались успехи в реконструкции театра — восстановлении роскошных интерьеров и уникальной акустики зала, расширении репетиционных помещений для артистов. По словам обозревателей, в этой работе ни одно усилие не было чрезмерным, ни одна деталь — слишком мелкой. Открытие театра имеет также политическое значение, заполняя вакуум в стране, заместив его в сознании людей искусством. Пресса не преминула напомнить, что работа сопровождалась большими трудностями: задержками, скандалами, отставками и финансовыми проблемами, в результате чего общая стоимость реконструкции выросла до 700 миллионов долларов. Тем не менее. СМИ акцентировали внимание не на этой информации, а на успешном завершении проекта.

Комментируя открытие крупнейшего российского театра после реставрации, британцы, как обычно, не удержались от критики и сарказма. СМИ не преминули напомнить, что работы по восстановлению исторического здания сопровождались бесконечными задержками и коррупционными скандалами. По страницам изданий разошлись слова солиста Большого Н.Цискаридзе, назвавшего проведенные в театре работы «новоделом». Подчеркивалось, что известный танцовщик сравнил отреставрированное здание с турецким отелем, в котором по дешевке имитируется дорогой интерьер. Не особо впечатлил журналистов и праздничный гала-концерт, ознаменовавший открытие театра после длительного перерыва. Праздничная феерия с экстравагантным явлением рабочих в касках под звуки дрели в самом начале и актом с участием лошади и осла под конец удивительным образом объединила в себе долгую историю великих постановок Большого с культурной бессодержательностью современной России.

 

Также по теме: Россия радуется открытию символа искусства


СМИ Германии подробно рассказали об истории Большого театра, его новом облике после реставрации, а также о программе гала-концерта. Практически во всех комментариях подчеркивалось, что в истории мирового театра до сих пор не было такой дорогостоящей реставрации. Отмечалось также, что восстановительные работы затягивались, сумма расходов постоянно увеличивалась, и, по неофициальным данным, общая сумма составила 1 миллиард евро. Впрочем, отдельные авторы заметили, что расходы постоянно увеличивались, прежде всего, из-за непредвиденных обстоятельств: в частности, пришлось подвести новый фундамент под старые стены. СМИ неодобрительно отозвались о том, что посетить гала-концерт смогла лишь избранная публика, а цена билета на черном рынке достигала 50 тысяч евро. Как утверждали некоторые эксперты, театр закоснел, а любые попытки привнести нечто новое в классический репертуар пресекаются. В этой связи упоминался бывший художественный руководитель балета Большого театра А.Ратманский, которому пришлось покинуть театр.

Тема вызвала большой резонанс в СМИ Франции, которые высказали в этой связи немало хвалебных слов. Издания сосредоточились на культурологической стороне вопроса и истории одного из символов России. Подчеркивалось также пристальное внимание к театру со стороны властного истеблишмента%: Большой практически стал «витриной Кремля» и что В.Путин и Д.Медведев способствовали укреплению этой связи. Освещались творческие искания художественного коллектива театра в различные исторические эпохи, которые во многих случаях увенчивались громкими победами. Были отмечены намерения дирекции значительно скорректировать репертуар, который в новых условиях предполагается выстраивать с учетом вкусов молодежи. Журналисты представляли открытие Большого театра как культурное событие, значение которого выходит далеко за рамки России. Обращалось внимание на серьезную медийную поддержку гала-концерта, для чего активно использовались возможности телевидения и Интернета. По поводу самой реконструкции звучали диаметрально противоположные мнения. С одной стороны, отмечались впечатляющие масштабы проделанных работ, которые позволили придать ветхому театру современный облик, вернув ему при этом былое великолепие. В то же время СМИ достаточно активно обсуждали затянутость реконструкции, а также тему возможных финансовых злоупотреблений в ходе реализации проекта.

 

Читайте также: Гала в Большом: минус Путин


Церемония открытия вызвала широкий резонанс в итальянской прессе. В целом тональность публикаций была позитивной, несмотря на то, что авторы всех статей писали об астрономическом бюджете реставрационных работ и многочисленных скандалах, связанных с обвинениями в коррупции. Описывая плачевное состояние здания перед закрытием на ремонт, аналитики сделали вывод, что речь шла не о реконструкции театра, а о его спасении. Подчеркивалось, что в результате реставрации исчезли все элементы декора, связанные с советским прошлым. Большой театр вернул свое былое величие, заключила пресса. Обозреватели в нейтрально-информационном ключе писали о программе гала-концерта. Отмечалось, что некоторые высокие гости и знаменитые исполнители против ожидания отсутствовали, среди них назывались В.Путин, А.Меркель, П.Доминго.

Тема вызвала неоднозначную реакцию испанских СМИ. Констатируя  значимость события для России, грандиозность масштаба проделанных реставрационных работ и перечисляя технические новшества обновленного здания, масс-медиа указывали на коррупционные скандалы, хищения, непомерно раздутый бюджет. одчеркивалось, что никто даже не осмеливается озвучивать точную цифру, во сколько обошлось федеральной казне «это наведение лоска». Не всем пришелся по душе и новый облик Большого театра. По мнению прессы, новые вкусы русских с их желанием избавиться от любого напоминания о советской эпохе и любовью к показухе превратили это историческое здание в странную имитацию классицизма. В деталях озвучено мнение Н.Цискаридзе, назвавшего реконструкцию театра «вандализмом». Не ускользнул от внимания СМИ и тот факт, что на торжественное открытие театра, ставшее социально значимым событием года, смогли попасть лишь те, кого «выбрал» Кремль. При этом главной политической интригой стало отсутствие на торжестве В.Путина. Пресса безуспешно пыталась разгадать значение «жеста» премьер-министра, который, по их словам, проигнорировал важное официальное мероприятие и отправился на день рождения Росфинмониторинга, тем самым демонстративно подчеркивая необходимость контроля за расходованием государственных бюджетных средств. Если бы президент и премьер были в конкурирующих партиях, дистанцирование В.Путина от столь дорогостоящего проекта можно было бы рассматривать как предвыборный ход, терялась в догадках пресса.

Швейцарская пресса начала проявлять интерес к теме еще до самой церемонии открытия, при этом большинство публикаций было выдержано в нейтральных тонах. Отдельные издания указывали на имиджевый характер реконструкции. Подчеркивалось, что в ходе реставрации была проделана колоссальная работа. Открытие исторической сцены изначально было запланировано на 2008 г., однако впоследствии не раз откладывалось, напоминали СМИ. Журналисты отмечали, что на реконструкцию было потрачено 600 миллионов франков. Вместе с тем пресса не забыла упомянуть о технических и организационных трудностях, а также о череде скандалов, сопровождавших процесс реконструкции. По мнению ряда изданий, в процессе работы не обошлось без взяток, а действительную сумму, потраченную на реставрацию, вряд ли кто-то согласится назвать. О том, что на церемонии открытия театра присутствовали лично Д.Медведев, а также ряд политиков мировой величины, указали все ведущие издания. Тот факт, что представители швейцарской компании, которая изготавливала и устанавливала уникальное сценическое оборудование для театра, не были приглашены на церемонию, явно задел СМИ.