Медиа некоторых стран Европы неожиданно уделили внимание «жизни во время войны» на востоке Украины, позволив себе даже цитировать высказывания жителей Славянска с негативной оценкой действий киевских властей. Однако подавляющее большинство европейских изданий по-прежнему продолжало «кормить» аудиторию не анализом и обсуждением внутриукраинских проблем, а разбором российской политики в отношении Украины, причем не реальной, а той, которую «назначили» политики Запада.
Зачем четыре министра искали в Берлине выход из украинского кризиса?
Больше всего внимания этой встрече посвятили, разумеется, немецкие СМИ. «Министры иностранных дел ФРГ, Франции, России и Украины договорились о комплексе мер, направленных на достижение перемирия на востоке Украины», – уверяла радиостанция Deutsche Welle, указывая, что «главный немецкий дипломат оценивает ситуацию на востоке Украины как чрезвычайно взрывоопасную» и поэтому считает необходимым «использовать любую возможность, чтобы предотвратить такое развитие событий».
Подчеркивалось, что «речь идет не о поиске урегулирования российско-украинского конфликта, а всего лишь о мерах, способных привести к прекращению огня и более или менее устойчивому перемирию на востоке Украины». Транслировались при этом слова главы российского МИДа о том, что «представители ополченцев … уже публично заявили сегодня, что в ответ на призывы со стороны России, ОБСЕ они готовы к консультациям о том, как согласовать условия перемирия».
«О том, насколько на самом деле велико влияние Москвы на восточноукраинских сепаратистов, и все ли они готовы подчиниться указаниям Кремля, можно будет судить по развитию событий в регионе в ближайшие дни и часы», – сделала вывод Deutsche Welle.
Вывод, следует отметить, абсолютно неверный – Москва, возможно, и имеет какое-то влияние на восточноукраинских сепаратистов, но не имеет на президента Порошенко. Более того, на него не имеют влияния и Берлин с Парижем! А уж украинский министр иностранных дел вообще никак не может воздействовать на Порошенко!
«Усилия направлены на длительное двухстороннее прекращение огня, которое не допустило бы дальнейшего поступления оружия, боеприпасов и бойцов на восток страны. Эти надежды еще не претворились в жизнь. До субботы за стол переговоров должны сесть и сепаратисты», – указала немецкая Berliner Zeitung, как и прежде игнорируя заявления российской стороны, что никакого оружия ополченцам Украины Россия не поставляет.
При этом ни одна из немецких, да и вообще европейских газет, за исключением одного украинского интернет-издания, не задалась вопросом: а какой смысл был собираться четырем министрам без пятого – госсекретаря США Джона Керри? Только он в реальности мог бы остановить Порошенко от возобновления боевых действий. Но не остановил, а поощрил к продолжению войны. Не утруждая себя консультациями с Берлином и Парижем…
А ведь в упомянутом выше украинском источнике было четко указано про «инструкцию», данную Петру Порошенко американским послом: «никаких компромиссов с Донбассом». Более того, напомнило издание, «за два дня до переговоров в Берлине Петр Порошенко объявил о том, что «мирный план А», предусматривавший отказ от боевых операций и начало переговоров с восставшими, не принес результатов, и он приступает к реализации «плана Б». То есть - к массированной войне в Донбассе».
Надежда на то, что европейские СМИ начнут публиковать правдивые статьи об украинской войне после материала британской Daily Mail от 2 июля, в котором проводились прямые параллели между методами ведения войны украинской армией в 2014 году и нацистами в 1941-1942 годах, не оправдались. Но всё же издания некоторых стран рассказали о жизни в Славянске до его «освобождения» украинской армией.
Жизнь в зоне боевых действий
«Какой может стать повседневная жизнь, если над вами постоянно висит угроза артиллерийского обстрела»? – это выяснил журналист Алек Лун в британской The Guardian. Рассказывая о жизни горожан Славянска под обстрелами, он привел много высказываний, из которых – хочет того автор или нет – вырисовывается вполне четкая картина, мягко говоря, недоверия горожан к киевским властям. «В Афганистане была открытая война. А это обстрел мирных жителей. Если они хотят провести карательную операцию, они должны выйти и сразиться один на один с ополченцами», – такие слова произнесла одна из тех, с кем беседовал Лун.
«Пока неясно, как много мирных жителей было среди сотен погибших за три месяца боев на Восточной Украине. Битва, которой ознаменовался официальный конец прекращения огня, была настолько жестокой, что телевизионная вышка на окраине Славянска рухнула, когда попала под обстрел, – писала Мария Цветкова в репортаже, распространенном агентством Reuters. – Снаряды часто попадают в жилые дома, магазины, машины, больницы и школы. Иногда люди получают ранения в собственных квартирах».
Журналист французской Le Monde Бенуа Виткин вполне объективно рассказал о ситуации в Славянске и вокруг него. Напомнив при этом, что 12 апреля «гнев, который кипел в Донбассе после прихода к власти революционеров с Майдана, перерос в вооруженное восстание».
По его мнению, «Раны Славянска не затянутся быстро. Этот город пострадал больше любого другого. Большая часть основных зданий разрушена. На многих жилых домах остались следы обстрелов украинских военных». А «на горизонте вырисовывается битва за Донецк».
Таких репортажей было мало – западные журналисты всё же предпочитают командировки в Киев, а не в зону боевых действий, но и опубликованные материалы позволили какой-то части европейцев узнать о реалиях происходящего в Украине.
«Триумф Порошенко»
Так озаглавила статью о взятии украинскими силовиками Славянска немецкая General-Anzeiger. Западноевропейские СМИ откровенно радовались победе армии над ополченцами: «Наступление без угрызений совести; Украинские войска отвоёвывают восточные регионы у сепаратистов», «Сепаратисты бежали из Славянска в Донецк» – такими и им подобными заголовками пестрели европейские СМИ и ленты информагентств. Больше всего негатива в адрес «пророссийских сепаратистов» и России в целом было на страницах немецких изданий.
Вот уж, действительно, без угрызений совести. Те, кто писал их, никогда не смогли бы написать репортаж из осажденного Славянска… В статьях по-прежнему - ни слова осуждения в адрес киевских властей.
Редактор чешского журнала Respekt Мартин М. Шимечка, комментируя наступление украинской армии на востоке, с сожалением признал, что надежда на «проигрыш Путина» («Я бы очень этого хотел», – пишет он), обманчива. Потому что «Россия без Киева в экономическом плане обойдется, а Киев без России – нет. Если, конечно, Запад не предложит ей 300 миллиардов долларов». Но на это надежды нет. И это не его данные, а выводы исследования американского мозгового центра Brookings Institute.
По его мнению, «Россия не сможет экономически удержать Украину без огромных расходов, которые поставят российскую экономику на колени. Поэтому не в интересах Путина делать из Украины «Малороссию», как бы он ни хотел этого политически».
Россия вторглась в Украину? А где же русские?
А может быть Россия просто защищалась от вторжения на Украину со стороны Запада? Ответ на первый вопрос без зазрения совести дает британский журнал The Economist, заявляя, что «В сущности, Россия уже вторглась в восточную часть Украины», и с этим мнением солидарно большинство западных СМИ.
По мнению журнала, «Современная Россия считает себя мобилизационным государством, готовым применить весь спектр инструментов в случае возникновения кризиса. В случае Украины это принимает форму политики, которая сочетает в себе тайные поставки оружия, отряды добровольцев, создаваемых патриотическими организациями, олигархами и другими игроками, пропаганду со стороны государственного телевидения, шантаж вокруг цен на газ и ужесточение политических репрессий на родине». Поэтому журнал вновь обсуждает вопрос санкций против неё.
Другую точку зрения высказала в британской The Guardian известный британский обозреватель по международным проблемам Мэри Дежевски. После взятия Славянска возникает вопрос, пишет она, – «А где же русские»?
«Почему мы не слышим от НАТО ничего о российских войсках, подошедших на опасно близкое расстояние к восточным границам Украины? Почему в наших информационных бюллетенях нет спутниковых снимков, которые «ясно» показывают, как русские танки входят в украинские города? Почему в последнее время ни Вашингтон, ни Лондон не предостерегают о пагубных последствиях, если Москва вслед за аннексией Крыма оккупирует восточную Украину? – вопрошает Дежевски. – Может, просто потому, что российской агрессии, которую с такой уверенностью предсказывал едва ли не весь западный мир, просто не происходит? А если ее нет, то почему»?
Автор напоминает, что «еще в сентябре 2013 года Путин заявил, что он совершенно не против статуса Украины как независимого и суверенного государства, и даже не против ее постепенного вхождения в ЕС. А в феврале Россия как будто одобрила соглашение, достигнутое в Киеве при посредничестве министров иностранных дел стран ЕС, в соответствии с которым полномочия тогдашнего президента Украины Виктора Януковича планировалось урезать, а потом провести выборы. Следовательно, основное намерение не в том, чтобы захватить часть Украины или даже (как утверждали самые утонченные умы) сделать ее неуправляемой, а в том, чтобы укрепить безопасность самой России и не допустить проникновения беззакония (выделено автором обзора) через ее границы». То есть Россия реально защищалась, а не нападала!
Другой автор этой газеты, Балаш Ярабик, продолжил тему, размышляя о том, почему «президент России дал согласие на проведение новых переговоров по урегулированию конфликта в восточной Украине и отказался от права использовать российские войска в этой стране».
Немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung, размышляя об опасности эскалации конфликта (такое впечатление, что немцы живут не в Европе, а на другом конце света!), надеялась на «мудрость государственного руководителя» Петра Порошенко. Газета мягко рекомендовала ему найти общий язык «с людьми с востока страны» и провести с ними «переговоры, на которых будет предложено больше, чем только прекращение огня». И ведь материал опубликован не 2-го, а 6-го июля, когда всем не только объективно мыслящим, но просто информированным людям стало ясно, что Порошенко плевать хотел не только на советы европейских журналистов, но и на советы европейских политиков.
Порошенко поправляет конституцию
«Верховная Рада дала старт рассмотрению президентского проекта Конституции, – сообщила Deutsche Welle. – Многие депутаты и эксперты подозревают Петра Порошенко в попытке расширить свои полномочия». По мнению некоторых депутатов Рады, они увидели «вместо децентрализации в президентском проекте конституционных изменений «косметические вещи по введению представительства президента на местах».
Кроме того, президент «проигнорировал гражданское общество, ученых и не провел широкого обсуждения проекта конституции», и «неизвестно, кто готовил этот проект основного закона и читали ли его европейские эксперты».
Зато, по информации итальянской L'Espresso новое украинское правительство чувствует, что «совершенно необходимо узаконить нацистские символы на государственном уровне, благо, их покровители из Вашингтона и некоторые «иллюминаты» из Европейского Союза во всем их поддерживают». Речь идет о гербе батальона «Азов», повторяющем немецкий символ, который называется «вольфсангель» (Wolfsangel – «волчий крюк»). Это рунический знак, который использовался многими военными подразделениями нацистской Германии.
А миланская газета Il Giornale продолжила рассказ о «черных человечках» – так называют бойцов батальона «Азов» из-за цвета их формы и связи с ультраправыми организациями Украины и Европы – и европейских добровольцах, примкнувших к этому подразделению.
Обзор подготовил Виктор Карасин