Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Обзор СМИ Украины: Странности «второго» перемирия

Обзор СМИ Украины за 9 – 16 сентября

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вступившее в силу перемирие на Востоке Украины, план которого был предложен президентом России Владимиром Путиным, вызвало широкую полемику в украинской прессе. Эксперты подчеркивают, что ситуация в Луганской и Донецкой областях продолжает оставться крайне напряженной и задаются вопросом, кому в первую очередь выгодно соглашение о прекращении огня. Наблюдатели охарактеризовали это перемирие как «странное».

Донбассу — «особый порядок»

Президент Украины Петр Порошенко предложил на три года ввести особый порядок самоуправления в Донецкой и Луганской областях. Соответствующий законопроект был внесен в Верховную раду, сообщает «Украiнська правда». Согласно законопректу временно, на три года со дня обретения этим законом действия, может быть введен особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, к которым принадлежат районы, города, поселка, села, расположенные состоянием на день обретения действия этим законом в пределах района проведения АТО.

Государство при этом гарантирует «недопущение уголовного преследования, привлечение к криминальной, административной ответственности и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой, Луганской областей», кроме того «запрещается дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц по поводу событий, которые имели место в Донецкой, Луганской областях».

Государство гарантирует право использования русского или любого другого языка «в общественной и частной жизни, изучение и поддержка русского и любого другого языков, их свободное развитие и равноправие». Проект предусматривает и проведение местных выборов в этом регионе.

Судьба «второго» перемирия

Пока ситуация на востоке Украины выглядит так, что второе перемирие может повторить судьбу первого. Тогда украинская сторона потеряла около 30 солдат убитыми и намного больше ранеными. Террористы обстреливали позиции наших силовиков и уничтожали инфраструктуру региона. В результате АТО возобновили, и началось освобождение украинских городов. Чем завершится «второе перемирие»? Читаем последние новости: количество российских войск на Донбассе увеличивается; боевики обстреляли Дебальцево; в Донецке опять слышны звуки залпов. Российские военные в украинской форме обстреливают боевиков на Донбассе... Видим, что боевики и российские войска продолжают тактику обстрелов и провокаций. Какими могут быть последствия?

По мнению эксперта газеты «День», вопрос заключается в том, что украинская власть пытается создать условия, при которых фактически будет способна получить дополнительные дивиденды, которые усилят оборону государства. При этом эксперт подчеркивает, что внутренняя агрессия и опасность значительно более мощная, чем внешняя. В первую очередь, речь идет о «пятой колонне»: входящих в состав парламента депутатов от Партии регионов, КПУ. Таким людям абсолютно все равно, в каком состоянии находится государство. Они в первую очередь думают о своем имуществе и власти.

Тем не менее, есть надежда, что оправдаются усилия внешнеполитического ведомства. В первую очередь, что касается поиска наших союзников, которые смогут усилить Украину в военном и военно-политическом плане. Не обязательно давать Украине снаряды и бомбы, достаточно дать технологии, помочь с оборудованием, которое Россия массово вывозит из Донецкой и Луганской областей.

Украина идет по «югославскому сценарию»

Украина под давлением внешних сил может попробовать еще раз склеиться, сшиться в рамках единой страны, чтобы избежать дальнейшего кровопролития, полагает автор издания Версии.com. Либо налаживать нормальное сотрудничество между разными частями на равных условиях и попытаться найти новые связи, помогающие забыть пролитую кровь, ненависть, чувство мести и отчуждение. Либо готовиться к мирному разводу уже в рамках сшитого государства, без войны по взаимной договоренности и по согласованию с внешними врагами или союзниками. Как, например, Чехия со Словакией разошлись, а ФРГ и ГДР слились.

Ведь понятно же, что если Киеву не удастся проводить приемлемую для всех политику, то дальнейшие центробежные процессы будут нарастать. И из-под «скипетра» Киева на вольные хлеба и в самостоятельные вотчины потянутся олигархи, прихватившие активы и территорию (например, «Коломойская республика» на Днепропетровщине), отдельные регионы, нашедшие покровителей за рубежами страны («Республика русинов» в Закарпатье). Но развод, если он станет неизбежен, может и должен осуществиться мирно. А сегодня Украина пока идет по югославскому сценарию в самом горячем его виде…

Понятно, распад государства нередко напоминает спор о том, как рубить хвост собаке: «варварски» — одним ударом, или «гуманно» — по кусочкам. Всегда нужно помнить — и то, и другое больно. Так и здесь: преступно опытным путем решать, кто победит одним ударом — солдаты АТО или ополченцы, если и у тех, и у других пока ничего не получается. А кровь льется, и о мире никто не хочет говорить. И потому перемирие — это хорошо. В первую очередь, хотя бы для тех, кто мог бы погибнуть в эти дни.

«Странное» перемирие

Последствия обстрела Донецка. 16 сентября 2014


Издание «Вести.ua» называет прекращение огня на Донбассе «странным», при котором стрелять местами стали еще больше. И это заставляет многих думать о том, что никакого прекращения в принципе не может быть. Во всяком случае, пока сохраняется непосредственный контакт между воюющими сторонами. А значит — не обойтись без международных миротворцев.

Однако для того, чтобы ситуация созрела для ввода миротворцев, требуется время. В Хорватии это случилось после пятнадцатого по счету соглашения о прекращении огня. К тому времени ситуация стала по-настоящему тупиковой, при этом ожесточение сторон только нарастало. То есть, приход миротворцев — это одно из самых последних средств в конфликте. Второй момент — кого они представляют. Современная история знает, например, уже немало примеров, когда в роли «разводящих» выступало НАТО. В ряде сопредельных регионов отметились российские миротворцы. Ни тот, ни другой вариант для Украины не подойдет — вмешательство этих сторон только подхлестнет противостояние. ООН, с ее колоссальным опытом миротвочества — другое дело, это, может быть, единственный надежный в наших условиях вариант.

Перемирие на более выгодных условиях

Фактическая готовность президента Украину П.Порошенко отказаться (пускай вроде бы и на время) от части украинских территорий, многие на Украине сочли едва ли не предательством. Условная «партия войны» настаивала на том, что необходимо было, собрав все возможные усилия, заменив несостоятельное военное руководство и заручившись поддержкой западных союзников (в первую очередь военно-технической) продолжать сопротивление агрессорам хотя бы для того, чтобы иметь возможность заключить столь необходимое для Украины перемирие на более выгодных условиях.

Ряд экспертов, пишет «Зеркало недели», полагают, что Путин блефует. Он заинтересован в маленькой победоносной войне, а вести затяжную кровопролитную кампанию ему не по силам. В условиях санкций военные расходы уже становятся непомерным бременем для российской экономики, что выражается в падении объемов производства, введении дополнительных налогов, росте цен, сокращении количества рабочих мест и оттоке капитала из страны.

Между тем, готовность Украины к активному сопротивлению, а не к безвольной сдаче своих территорий и своих граждан, могла бы убедить Запад быть более активным в вопросах политической и военной поддержки Украины. Эффективная, а не хаотичная мобилизация и возможное введение военного положения; перевод экономики страны на военные рельсы и создание необходимого патриотического фона могли бы позволить, как минимум, стабилизировать положение на фронте и навязывать Путину повестку дня на переговорах. Кое-кто резонно полагает, что, как минимум, выровняв положение на фронте, Украина могла бы позволить себе не брать на себя юридическую и финансовую ответственность за территории, которые она не в состоянии контролировать.

При самом скверном раскладе украинскому государству придется платить не только за антиукраинскую часть Донбасса, но и «русскому» Крыму. Достоверно известно, что гарантирование жизнеобеспечения полуострова Украиной (речь идет, в частности, о восстановлении полномасштабного энерго- и водоснабжения) было одним из требований, которое выставлял Путин в обмен на перемирие. Другим требованием было замораживание публичной дискуссии о юридическом статусе Крыма.

Как именно будут выглядеть итоговые договоренности, пока судить невероятно сложно. Хочется верить, что украинская власть, и так допустившая непростительно много ошибок за последние полгода, проявит необходимую принципиальность в безусловно непростом переговорном процессе. Потому что каждая необоснованная уступка грозит обернуться новыми неоправданными жертвами в будущей, почти неизбежной, войне.