Решение провести саммит Североатлантического альянса в Варшаве стало реакцией на агрессивную политику России, которая напала на Украину и показала, что готова передвигать казавшиеся неприкосновенными границы, посягая на суверенитет других государств, — объясняет в интервью радиостанции RMF FM (06.07) бывший министр обороны Польши Богдан Клих (Bogdan Klich).
НАТО демонстрирует готовность адекватным образом реагировать на угрозы, исходящие как с юга, так и с востока, продолжает политик, подчеркивая, что Москва первой нарушила основы сотрудничества с альянсом, совершив в 2014 году открытое вооруженное нападение на соседнюю страну, и поэтому ее претензии по поводу появления натовских сил в Польше и странах Балтии беспочвенны.
Решения, которые приняло в последнее время НАТО, — это ответ на эскалацию напряженности со стороны России: она аннексировала Крым, подняла мятеж в Донбассе, она устраивает инциденты в Балтийском море и учения, на которых отрабатываются ядерные удары, вторит глава польского внешнеполитического ведомства Витольд Ващиковский (Witold Waszczykowski) в интервью Dziennik Gazeta Prawna (07.07). При этом Польша, отмечает министр, заинтересована в налаживании нормальных партнерских контактов с Москвой и ведении с ней бизнеса, однако ответственность за ухудшение отношений лежит на россиянах, которые развязали третью за последнее десятилетие войну.
«Если с российской стороны появятся размышления, если она откажется от воинственной политики, НАТО не станет предпринимать дальнейших шагов. Но если в ответ на оборонительные инициативы альянса появится не только риторика, но и эскалация действий, а в результате возрастет угроза, он будет реагировать», — заключает Ващиковский.
В сходном ключе высказался также польский президент Анджей Дуда (Onet.pl, 07.07). Польша, заявил он, стремится к хорошим отношениям с соседями и хочет вести с ними диалог, однако он должен иметь партнерский характер: «мы не можем позволить, чтобы Россия говорила с нами или с другими странами НАТО с позиции силы». «Прежде чем начать диалог с Москвой необходимо усилить присутствие Североатлантического альянса в нашей части Европы», — убежден глава польского государства: альянс должен продемонстрировать свою силу и солидарность, дать понять, что «любой акт агрессии встретится с адекватным ответом».
Одновременно президент выразил сомнение в том, что после заседания Совета Россия — НАТО на уровне послов такие встречи могут перейти на более высокий уровень, поскольку это будет означать согласие со свершившимися по воле российской стороны фактами, в частности, дестабилизацией украинского государства.
В комплекс действий по противодействию агрессивной политике России они призывают включить не только размещение сил НАТО на его восточном фланге, но и создание «военной шенгенской зоны» для свободного перемещения военных и техники между отдельными странами, которое позволит эффективно действовать силам быстрого реагирования; точное формулирование понятия гибридной войны и выработку процедур ответа, в частности, на кибератаки или информационные войны, а также возвращение к концепции ядерного сдерживания.
Как полагает американский аналитик Эндрю Михта (Andrew A. Michta), интервью с которым публикует Wirtualna Polska (05.07), четыре натовских батальона, которые на ротационной основе будут размещены в Польше и странах Балтии, не смогут, в случае необходимости, отразить массированную российскую атаку, однако станут своеобразной «колючей проволокой», показывающей Москве, где проходит граница ее сферы влияния.
Аналитик размышляет о том, принесет ли варшавский саммит решения о дальнейшем расширении натовского присутствия на восточных рубежах и концепции поддержки для этих батальонов в случае возникновения конфликта, призывает европейских членов НАТО увеличить свои военные расходы и не возлагать надежд на то, что США будут бесконечно инвестировать огромные средства в безопасность Европы.
Своей политикой последних лет Россия показала, что она способна в удобных для себя обстоятельствах применять вооруженные силы, не оглядываясь на международные договоры, отмечает в беседе с Fronda.pl (02.07) бывший заместитель министра обороны Польши Ромуальд Шереметьев (Romuald Szeremietiew). Особенная опасность угрожает сейчас Польше, которую всегда хотела подчинить себе Москва. Особенное раздражение Кремля вызывает то, что Варшава становится лидером региона Восточно-Центральной Европы, активно демонстрируя свою независимость и укрепляя свою оборону — в том числе при помощи поддержки союзников по НАТО, подчеркивает собеседник портала.
Однако, добавляет он, чтобы поляки могли почувствовать себя в безопасности, им следует сделать ставку не только на укрепление оборонительного потенциала альянса и веру в то, что союзники «захотят умирать за Гданьск», но и на развитие собственных вооруженных сил, отрядов территориальной обороны и создание геополитического союза с народами, которые также боятся России.
Угрозы глобального конфликта, участником которого может стать Польша, сейчас нет, заявляет, в свою очередь, Вальдемар Скшипчак (Waldemar Skrzypczak), слова которого приводит Onet.pl (01.07). Россия не осмелится встать на путь конфронтации с НАТО, поскольку это приведет к краху ее саму: она уже испытывает серьезные экономические проблемы в связи с западными санкциями, что отражается, в том числе, на ее военном потенциале, указывает генерал. «Представляется, что объем средств, которые Москва выделяет на вооруженные силы, не отвечает ожиданиям российских командующих, — говорит он. — Это не та армия, которая способна вступить в конфликт с силами НАТО. При условии, что альянс конструктивно подготовится к отражению возможной агрессии».
«Когда Россия нам угрожает, я ей верю. Я думаю, любые польские военные объекты могут стать для нее потенциальной целью», — делится своими ощущениями с Gazeta Wyborcza (06.07) экс-глава польского внешнеполитического ведомства Радослав Сикорский (Radosław Sikorski). Бывший министр приветствует новые оборонные планы НАТО, однако призывает не «усугублять российские страхи» излишним наращиванием сил, «которые будут представлять для Москвы реальную угрозу».
Одновременно он высказывает надежду на то, что нынешнее российское руководство осознает результаты своей конфронтационной политики, приведшей к консолидации Запада, а в будущем, «новая демократическая Россия» рассмотрит сценарий сближения с НАТО.
Польша заинтересована в том, чтобы ее окружали союзники, а не поле битвы, поэтому с польской точки зрения положительной перспективой можно назвать даже членство России в альянсе, говорит Сикорский: «Ведь если она будет кандидатом, ей придется сделать все то, что другие страны-претенденты, то есть внедрить демократию, гражданский контроль над армией, преодолеть конфликты с соседями».