Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смоленский аэродром ни на что не годился

© РИА Новости / Перейти в фотобанкНа месте авиакатастрофы под Смоленском. День третий
На месте авиакатастрофы под Смоленском. День третий
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы знали, что аэродром не работает в постоянном режиме. Российская сторона обещала, что к приему премьера Туска смоленский аэродром будет готов, но еще за две недели до катастрофы россияне отказали в посадке польскому специальному самолету с представителями МИД. Они заявили, что "аэродром является недействующим военным аэродромом, который открывается только по специальным случаям".

Российский МИД в марте официально предупреждал польские власти, что аэродром в Смоленске не пригоден для принятия рейсовых самолетов. Dziennik получил доступ к показаниям работников МИД на тему аэродрома.

В начале марта посол Польши в Москве Ежи Бар (Jerzy Bahr) беседовал с Сергеем Нечаевым – директором Европейского департамента МИД России. Бар обсуждал приезд польской делегации, которая должна была следить за подготовкой мемориальных мероприятий в Смоленске и Катыни. "Нечаев сообщил, что по его сведениям, использование аэродрома в Смоленске может представлять большую проблему", - написал 11 марта Бар в незашифрованной дипломатической депеше, адресованной, в частности, Мариушу Казане (Mariusz Kazana), который впоследствии погиб в Смоленске.

О какой "проблеме" шла речь объясняет предыдущая депеша Бара от 9 марта, адресованная директору департамента МИД Ярославу Браткевичу (Jarosław Bratkiewicz): "В связи с ликвидацией военной части, обслуживавшей аэродром в Смоленске, отсутствуют технические возможности для посадки спецсамолета с группой, которая занимается подготовкой визита премьера Польши (нет оборудования для обеспечения безопасности полетов: в том числе топливных цистерн, мобильных генераторов, оборудования для поддержания взлетно-посадочной полосы").

Из показаний работников польского МИД следует, что для того, чтобы на аэродром могли прилететь польский премьер и президент, требовалось решение Владимира Путина, который должен был дать распоряжение доставить туда необходимое для безопасной посадки рейсовых самолетов оборудование.

- Мы знали, что аэродром не работает в постоянном режиме. Насколько я знаю, российская сторона обещала, что к приему премьера Туска смоленский аэродром будет готов, - сообщила варшавской Военной окружной прокуратуре в июне Беата Лампарска (Beata Lamparska) – заместитель директора департамента иностранных дел канцелярии премьера. Но еще за две недели до катастрофы, 24 марта, россияне отказали в посадке польскому специальному самолету с представителями МИД, Бюро охраны правительства (BOR), Канцелярии премьера и президента Качиньского (им, в частности, летели организатор мероприятий в Катыни Анджей Пшевозник (Andrzej Przewoźnik) и глава польского дипломатического протокола Мариуш Казана (Mariusz Kazana)).

Они заявили, что "аэродром является недействующим военным аэродромом, который открывается только по специальным случаям", - сообщила в июне военной прокуратуре Малгожата Латкевич-Павляк (Małgorzata Łatkiewicz-Pawlak), заместитель директора дипломатического протокола МИД.

Самолет совершил посадку в Москве, оттуда поляки поехали в Смоленск на машинах. Приезда россиян, с которыми они сотрудничали, им дождаться не удалось: неблагоприятные условия в Смоленске также не позволили им там сесть.

Что собирались сделать россияне, чтобы 7 и 10 апреля в Смоленске смогли приземлиться польские Tу-154 M с премьером и президентом? "Российская сторона уверяла, что к прилету наших делегаций аэродром будет готов. (…) Они не сообщали никаких подробностей, касающихся того, какие работы будут там выполнены", - следует из показаний Дариуша Гурчиньского (Dariusz Górczyński), который весной был руководителем отдела Российской Федерации восточного подразделении МИД.

Россияне признают, что аэродромом соответствующим образом не занимались.

- Базирующийся там авиатранспортный полк был выведен с территории аэродрома, - сообщил нашей газете пресс-секретарь губернатора Смоленской области Андрей Евсеенков. Ремонт "Северного" власти Смоленской области стали планировать только после произошедшей 10 апреля катастрофы. – Мы планируем такую реконструкцию, чтобы аэродром смог обслуживать и военные, и гражданские самолеты. Мы хотим сделать это до 2013 года. Министерство обороны уже дало предварительное согласие, - добавил Евсеенков.

Польская военная прокуратура запросила у российской прокуратуры информацию о состоянии аэродрома перед катастрофой. Польские следователи хотят узнать, какое оборудование россияне разместили там 7 апреля, когда туда прилетели Туск и Путин, и работало ли тоже самое оборудование 10 апреля.

- Запрос пока удовлетворен не был, - сообщил нам пресс-секретарь Главной военной прокуратуры полковник Збигнев Жепа (Zbigniew Rzepa). Возможно, ответ удастся получить после 17 августа, когда главному военному прокурору Кшиштофу Парульскому (Krzysztof Parulski) в Москве будут переданы очередные тома дела, ведущегося российским следствием.