Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Приблизим Евросоюзу Россию: перед председательством Польши в ЕС

© коллаж ИноСМИпольша ес
польша ес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С того момента, как был введен пост верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности, у страны, исполняющей функции председателя, стало меньше возможностей для формирования внешней политики. Ей больше руководит Брюссель, чем то государство, которое находится у руля Евросоюза. Но во время своего председательства Польша не собирается отказываться от активности и вынашивает амбициозные замыслы в сфере внешней политики.

С того момента, как был введен пост верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности, у страны, исполняющей функции председателя, стало меньше возможностей для формирования внешней политики. Ей больше руководит Брюссель, чем то государство, которое находится у руля Евросоюза. Но во время своего председательства (во второй половине 2011 года) Польша не собирается отказываться от активности и вынашивает несколько амбициозных замыслов в сфере внешней политики. 

 

- 80 процентов дел, которыми страна занимается во время своего председательства, переходит от ее предшественника, в нашем случае – от Венгрии, - объясняет заместитель главы МИД Польши Гражина Бернатович (Grażyna Bernatowicz). – Зато мы будем иметь большое влияние на политику расширения ЕС и хотим этим воспользоваться. Удастся ли это – зависит от многих обстоятельств. 

Сейчас о своем членстве в ЕС ведут переговоры Хорватия, Турция и Исландия. Хорватия уже подходит к финишу, и не исключено, что во время польского председательства она подпишет договор о вступлении. – Это был бы замечательный символ – страна, недавно ставшая членом ЕС, приводит в него новое государство, - говорит Бернатович. Однако есть и проблемы. У части стран Евросоюза есть претензии к взаимодействию Загреба с Международным трибуналом по бывшей Югославии. У Хорватии есть также нерешенный спор о разделе границ с соседней Словенией. Однако польские дипломаты верят, что за год трудности удастся преодолеть. 

 

Вопрос Турции более сложен, так как некоторые страны ЕС, например, Франция, прямо заявляют, что несмотря на начало переговоров, они не видят в союзе места для Анкары. – Польша неизменно поддерживает стремление Турции в ЕС, - говорит Бернатович. Но перелома со стороны других стран ожидать сложно. 

Переговоры с Исландией не так сложны (закрыто уже 12 из 31 разделов), но одновременно с окончанием экономического кризиса энтузиазм простых исландцев по поводу вступления в Евросоюз начал угасать. 

 

Несколько государств Западных Балкан рассчитывают во время председательства Польши открыть себе по крайней мере путь в ЕС. Разговоры о членстве Македонии могут быть уже скоро начаты, Албания и Черногория ожидают ответа на свои заявки. Рассмотрения ожидает и заявка на вступление в ЕС Сербии. Сложная ситуация с Боснией и Герцеговиной, по поводу которой возникают сомнения в отношении темпа проведения реформ, и даже демократических процедур, в основном – выборов. – Польша поддерживает открытость Евросоюза, но нужно отдавать себе отчет в реалиях, - отмечает Бернатович. 

 

На время своего председательства Польша ставит себе смелые цели в политике ЕС в контактах с Россией. – Мы хотим инициировать создание долгосрочной стратегии Евросоюза в отношении Москвы, - говорит Бернатович. 

 

Польские дипломаты признают, что этот процесс будет нелегким, а документ появится небыстро, но он необходим для того, чтобы ЕС мог вести в отношении восточного соседа сплоченную внешнюю политику. Стратегия должна удержать некоторые государства от попыток формирования отношений с Россией на двусторонних принципах часто вразрез интересам других членов Евросоюза. – Это будет своеобразная проверка: каких факторов в ЕС больше – объединяющих или разъединяющих нас, - говорят дипломаты.  

 

Польша поддерживает и будет поддерживать во время своего председательства стремление России ввести безвизововый режим с ЕС. Также не исключено, что в это время вступит в силу договор о малом приграничном движении между Калининградской областью и северо-восточной Польшей. 

 

Деликатным вопросом может стать попытка убедить европейских партнеров не ограничивать формирование политики ЕС в отношении Москвы проектом "Партнерство ради модернизации". Польша считает, что он должен идти в паре с новым соглашением о Партнерстве и сотрудничестве (СПС-2), по которому Россия ведет переговоры.   Почему? – Партнерство для модернизации имеет чисто технический характер, - объясняет дипломат. – А в соглашении есть положения о демократизации России, либерализации политической системы и соблюдении прав человека. Мы не хотим, чтобы модернизация в России происходила без совершенствования политической системы. 

 

В отношении Украины Польша будет делать все, чтобы "Киев постоянно присутствовал в повестке дня ЕС", - уверяют разработчики программы польского председательства. Если говорить о конкретике, Польша будет поддерживать либерализацию визового режима для украинцев. 

 

В лидера сближения с ЕС среди постсоветских стран превращается сейчас Молдавия. Польша хочет помочь Кишиневу в переговорах с Брюсселем по соглашению об ассоциации. Недавно был созван даже польско-молдавский Форум европейской интеграции, который должен этому способствовать. 

 

Что касается Кавказа, Польша хочет углублять участие постсоветских республик данного региона в программе "Восточное партнерство". Благодаря этой программе они получили возможность вести переговоры по соглашениям об ассоциации с ЕС, что может стать преддверием для их будущей интеграции. Соглашения позволят создать зоны свободной торговли между ЕС и странами, которые их заключат. Мы будем также убеждать Брюссель облегчить для стран "Восточного партнерства" визовый режим. 

 

– Мы говорим нашим западным партнерам, что открытие границ вопреки их опасениям не создаст проблем, - рассказывает Бернатович. – После вступления в силу договора о малом приграничном движении с Украиной число случаев нелегального пересечения границы не только не выросло, но даже снизилось.  

"Восточное партнерство", т.е. проект авторства Польши и Швеции для шести постсоветских государств, будет во время председательства предметом нашего особого внимания.  – Польша стремится усилить "Восточное партнерство" и расширить дальнейшие перспективы сотрудничества с ЕС стран, охваченных программой, - говорит уполномоченный главы польского МИД Анджей Чешковский (Andrzej Cieszkowski). Многое зависит от того, что сделают в первой половине 2011 года венгры. При их председательстве в мае в Будапеште состоится второй саммит "Восточного партнерства". На нем будут приняты важнейшие решения по развитию данного проекта. – Это долгосрочный план, который подразумевает постепенное движение к целям, - говорит Чешковский. – Сейчас в ЕС нет атмосферы, благоприятствующей открытию пути интеграции, например, для Украины. Мы должны двигаться небольшими шагами. 

 

Чешковсикй уверяет, что они реальны, а "Восточное партнерство" не является пустышкой, как считают некоторые специалисты. – Благодаря участию в программе Молдавия уже получает такие средства помощи на душу населения, как балканские страны, находящиеся в процессе интеграции с ЕС, - добавляет он. Он подчеркивает, что эффективность данного проекта зависит не только от европейской стороны, но и от государств, принимающих в ней участие. 

В конце срока председательства Польши ЕС состоится заседание Форума гражданского общества в рамках "Восточного партнерства". Это инициатива, которая должна оживить неправительственные организации бывших советских стран и облегчить им общение с властями, а власти – убедить быть более открытыми к голосу независимых кругов. Польша хочет усилить программу, создав клуб ее друзей, не являющихся членами ЕС, которые могли бы финансировать некоторые проекты. О своем желании участвовать заявили, в частности, США, Япония, Норвегия, Канада. На последней встрече присутствовали даже два высокопоставленных дипломата из России, хотя она не в восторге от программы, так как полагает, что это попытка подточить российское влияние в странах бывшего СССР.  – Евросоюз ведет собственную политику в отношении постсоветских государств, и мы не считаем целесообразным согласовывать ее с Москвой, хотя мы рады, что Россия все больше интересуется "Восточным партнерством", - объясняет польский дипломат, как мы намерены развеять российские опасения относительно программы. 

 

Глава канцелярии премьера Томаш Арабский (Tomasz Arabski), координирующий вместе с уполномоченным правительства по делам председательства Миколаем Довгелевичем (Mikołaj Dowgielewicz), подытоживает: "Недостаточно иметь только прекрасные идеи. Нужно еще хорошо реализовать их с организационной стороны и воплотить в жизнь". 

 

Над этим работает целый штаб, готовящий Польшу к председательству в ЕС. Отклики, приходящие из Брюсселя, пока положительны. Один из директоров Европейской комиссии говорил недавно в Варшаве, что Польша больше продвинулась в подготовке, чем Венгрия, которая будет председательствовать в Европейском союзе уже с 1 января.