Основной вопрос, который возник после вчерашней московско-варшавской телеконференции на тему смоленской катастрофы: Зачем российское государственное информационное агентство РИА Новости ее вообще устроило? И при этом в спешном порядке?
Решение было принято в среду вечером, организаторы наспех собирали российских экспертов, созывали журналистов, организовывали телемост с Варшавой.
Спешка была вызвана якобы тем, что, как заявила ведущая конференцию представительница агентства, российский Следственный комитет завершил некий «этап» расследования апрельской трагедии.
Но только никакой этап не завершился. Просто в среду из Москвы выехали польские военные прокуроры, которые допрашивали смоленских диспетчеров. Созыв пресс-конференции по поводу выезда одного подполковника и одного майора – это необычный шаг.
Вдобавок, срочно созванные эксперты оказались не слишком компетентны. Они могли сказать о катастрофе ровно столько, сколько они прочли в опубликованном месяц назад отчете Межгосударственного авиационного комитета. То, что по мнению МАК, полная мера ответственности за трагедию Ту-154 лежит на польской стороне, мы давно знаем и, по крайней мере польским журналистам, повторять это нет нужды.
Олег Смирнов, бывший советский замминистра гражданской авиации рассказывал, что «Туполев» разбился, в частности, потому, что поляки не захотели взять на борт лидера, т.е. российского штурмана, знающего аэродром в Смоленске. Он также сказал, что перед полетом премьера и президента 7 и 10 апреля поляки не потрудились ознакомиться со смоленским воздушным портом.
Я обратил его внимание, что поляки просили предоставить им лидера, но россияне не ответили на эту просьбу. Они также не позволили нам осмотреть аэродром не только до катастрофы, но и даже после нее. Смирнов парировал, что составил свое мнение по этому делу, т.к. он много читал об этом в Интернете, и оно останется неизменным.
Российские эксперты, скорее всего, не знали, что именно больше всего сейчас интересует польскую общественность. Так что они не были готовы к ответу на вопросы о работе диспетчеров в Смоленске: кто ими руководил, кто оказывал на них давление, чтобы они (как отчетливо свидетельствуют записи из контрольной вышки) вопреки своей воле и знаниям дали согласие на посадку польского самолета в густом тумане.
Зачем же была нужна эта конференция? Сначала я думал, что РИА Новости устроило ее в первую очередь для российских журналистов, чтобы подготовить их к польскому отчету по катастрофе, над которым работает комиссия министра Ежи Миллера (Jerzy Miller). Однако российских журналистов там было, как кот наплакал, и задали они только один вопрос.
Может быть, они хотели успокоить польскую общественность, улучшить атмосферу между нашими странами? Отлично, но без ответов на несколько простых вопросов, которые волнуют поляков, этого сделать как раз невозможно.
На часть этих вопросов эксперты ответить не могли, на некоторые не захотели. Таким образом ничего улучшить не получится, можно только усилить подозрения. РИА Новости и его хозяевам вчерашнее дело не удалось.