Политологи и историки размышляют, является ли сегодняшняя Россия империей или, возможно, постимперией – продолжательницей традиций СССР, а, может быть, ее ситуация - это результат разрыва с советским прошлым. Сколь бы ни были серьезны эти вопросы, ответы на них редко становятся предпосылкой для политических действий. Гораздо чаще они служат подтверждением заранее принятых тезисов: например, о том, что Россия – это извечный враг Польши, не отказывающийся от экспансии на пространстве между собой и Германией, или (что реже), что это, например, гарант стабильности западной цивилизации, удерживающий, в свою очередь, экспансию кавказского джихада.
Также существует множество промежуточных вариантов, но ни один из них, в действительности, не имеет большого значения, за исключением чисто инструментального: заявляя тот или иной тезис или интерпретацию состояния («сущности»?!) России, с их помощью можно дать как дубиной по голове политическому противнику (конечно, внутреннему), что с рвением и воплощают в жизнь многие более или менее известные действующие лица польской политической сцены.
Польские власти последних лет по-разному представляли себе польско-российские отношения, однако как при «Гражданской Платформе» (PO), так и при «Праве и Справедливости» (PiS) сложно избавиться от ощущения, что их состояние мало зависело от нашей польской точки зрения и политических шагов. Может быть, в таком случае стоит хотя бы на какой-то момент прекратить все прежние споры и задуматься: не чем для нас является Россия, а что Россия нам говорит о нас самих?
По распространенному (не только среди элит) мнению, Россию от Западной Европы отделяет цивилизационная пропасть. И хотя эти регионы на самом деле нередко разделяет очень многое, мы с излишней легкостью принимаем тезис, что в случае государства, лежащего над Волгой, мы имеем дело с явлением, которое не вписывается в нашу посттрансформационную действительность.
Мы нередко задумываемся, порой вслух – в СМИ, чего недостает России, чтобы там было «нормально»? Провести декоммунизацию? Пересажать олигархов? Воспитать новое поколение «для жизни в условиях свободы»? А, может быть, там никогда не будет «нормально» из-за наследия татарского ига, столетия власти кнута, homo sovieticus, рабского сознания…
Между тем аналитики, занимающиеся патологиями российского капитализма (даже очень вдумчивые, как, например, Влодзимеж Марчиняк (Włodzimierz Marciniak) или Бартоломей Сенкевич (Bartłomiej Sienkiewicz)) редко задают такой вопрос: а, может быть, Россия – это не столько яркий пример патологии капитализма, сколько пример капитализма как патологии? Такого капитализма, который практически ничто, кроме, возможно, реликтов «совка» (ведь не «коммунизма» же), не ограничивает в его экспансии? Который не ограничивает и не держит в узде демократия?
В России действует обожаемая нашими либералами плоская шкала подоходного налога, президент и правительство оказывают поддержку иностранным инвестициям крупных концернов, рыночные (да-да!) цены на все, а в особенности на квартиры в Москве растут намного быстрее инфляции и здравого смысла... Чего еще хотеть? Кто-то скажет: а где правовое государство? Где борьба с коррупцией? Где свобода слова? И что с развитием новых отраслей промышленности взамен вечного сидения на нефти и газе?
Все это правда, но крупный бизнес отлично справляется с коррупцией и клиентелизмом, так как сам ими живет. Страдают т.н. «простые люди»: мелкие предприниматели, наемные работники и потребители, но они, по правде говоря, никогда не были в капитализме главными. Свобода слова в частной сфере в России в принципе есть, но и в политической сфере у олигархов нет особых проблем с артикуляцией собственных интересов (если эти интересы, конечно, не являются в большей степени, хм… общественными).
Хорошая ли это система? Нет, во многих аспектах очень плохая: глубоко несправедливая, безразличная к судьбе больших групп людей, жестокая, нередко губительная. Но рецепт ее улучшения – это не «больше свободного рынка», «доведение реформ до конца» или «приватизация государственной собственности», что с маниакальным упорством повторяют разные «радетели» за судьбу демократии в России. В России и так сейчас приватизовано практически все: включая само государство, де-факто являющееся собственностью различных олигархических групп.
Рецепт – это больше демократии, которая позволила бы сделать государство настоящим общественным благом. Первой ласточкой перемен были недавние протесты экологов в подмосковных Химках. Речь шла о том, относится ли ценный с природной точки зрения лес (вырубающийся под автостраду, ведущую к району для олигархов) к общественным или личным благам. «Политическое общество» стало на сторону общественного, а государство – на противоположную. Появляются очередные области конфликтов с подобной логикой: на тему российской системы здравоохранения и образования. Нам в Польше тоже не стоит забывать о том, за что в таких случаях в действительности идет игра.